В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании заявления Департамента по тарифам Приморского края от 15.06.2018 N 27/2055, с учётом исполнения предписания ФАС России от 15.03.2018 N СП/16888/18 о выявленных нарушениях законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Департаментом по тарифам Приморского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Приморского края на 2015-2017 гг., приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Департамента по тарифам Приморского края об установлении на 2018 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Приморского края, установленных на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год", направленного заявлением Департамента по тарифам Приморского края от 15.06.2018 N 27/2055, в связи с несоответствием, пунктам 7, 14, 16, 27, 29, 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), пунктам 6, 7, 8 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 г. N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).
По результатам анализа экспертных заключений по территориальным сетевым организациям Приморского края (далее - ТСО), представленных Департаментом по тарифам Приморского края (далее - Департамент по тарифам), установлено следующее.
Пунктом 29 Основ ценообразования определены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы.
В нарушении требований пункта 29 Основ ценообразования при утверждении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на очередной период регулирования Департаментом по тарифам в заключениях не указаны прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации. Департаментом по тарифам не обеспечено соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Для филиала АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") 2018 год - первый год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР): 2018-2022 гг., с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Экспертное заключение по АО "ДРСК" на 2018-2022 гг. не отражает исполнение требований пункта 23 Правил государственного регулирования в части подпунктов: 1, 3, 6, 7.
При расчете базового уровня подконтрольных расходов Департаментом по тарифам (заключение по АО "ДРСК" от 18.12.2017 и дополнения к заключению от 06.04.2018) не определен индекс эффективности с учётом пунктов 6-8 Методических указаний N 421-э, тем самым нарушен пункт 34 Основ ценообразования.
Подконтрольные расходы (базовый уровень) АО "ДРСК" приняты Департаментом по тарифам в сумме 2 208 030,17 тыс. руб., в том числе фонд оплаты труда (далее - ФОТ) - 1 533 708,74 тыс. руб.
При определении ФОТ на 2018 год для АО "ДРСК" не проведена оценка экономической обоснованности затрат, не указана нормативная численность, численность по штатному расписанию, в том числе по регулируемому виду деятельности, средняя ступень оплаты, ставка рабочего 1 разряда, принятого для расчёта ФОТ. Не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", тем самым нарушен пункт 16 Основ ценообразования.
Департамент по тарифам указывает в заключении, что по итогам 2016 года численность персонала составила 2 297,6 чел., при плане - 2 438,0 чел. При этом, на 2018 год для расчёта ФОТ утверждено 2 369,28 чел. согласно заключению: "исходя из фактической численности за 2016 год (статистическая форма П-4) по виду деятельности - передача электрической энергии в размере 2 369,28 человек...".
Плановые расходы, установленные Департаментом по тарифам на 2017 год, в экспертном заключении не указаны.
По результатам анализа экспертного заключения по АО "ДРСК" установлено: в нарушение пункта 16 Основ ценообразования Департаментом по тарифам не представлена оценка экономической обоснованности по следующим статьям затрат, включенным в состав базовых подконтрольных расходов на 2018 год: страхование - 9 424,63 тыс. руб., прибыль на социальное развитие - 52 334,66 тыс. руб.
Департаментом по тарифам без экономического обоснования включены в подконтрольные расходы по статье "работы и услуги производственного характера" затраты выше, чем заявлены АО "ДРСК": заявка - 21 690,54 тыс. руб., включено - 46 926,14 тыс. руб., указанных на листе 44 свода, по статье "охрана труда": заявка - 18 528,58 тыс. руб., включено - 36 981,71 тыс. руб.
В нарушение требований пункта 7 Основ ценообразования Департаментом по тарифам при формировании базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на ДПР 2018-2022 гг. не учтены результаты анализа обоснованности расходов АО "ДРСК", понесенных в предыдущем периоде регулирования, и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2018 год.
ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения вышеуказанных требований законодательства.
Рост подконтрольных расходов на 2018 год (2 208 030,17 тыс. руб.) составил 36,9% к плану 2016 года (1 613 233 тыс. руб.).
Согласно заключению сумма неподконтрольных расходов АО "ДРСК" на 2018 составляет 4 200 774,96 тыс. руб. Перечень затрат по статям расходов не соответствует данной сумме. ФАС России отмечает арифметическое несоответствие перечня неподконтрольных расходов на 2018 год и общей суммы неподконтрольных расходов, включенной Департаментом по тарифам в НВВ АО "ДРСК".
В дополнительных материалах, направленных Департаментом по тарифам от 20.04.2018 в адрес ФАС России, представлено "Дополнение к заключению об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "ДРСК" "Приморские электрические сети" на 2018 год" на 6 листах, с указанием неподконтрольных расходов - 4 251 000,99 тыс. руб. Данная сумма не обоснована и не подтверждена Департаментом по тарифам.
Выпадающие доходы от льготного техприсоединения к сетям АО "ДРСК" за 2016 год указаны в экспертном заключении - 111 698 663,01 руб.
На стр. 53 общего свода заключения указано: "При этом, в состав необходимой валовой выручки филиала АО "ДРСК" - "Приморские электрические сети" 2016 год были включены плановые выпадающие доходы от льгот технологического присоединения в размере 181 231,03 тыс. руб. Таким образом обоснованная величина неподконтрольных расходов составляет 4 200 774,96 тыс. руб.".
Общая сумма выпадающих доходов от льготного техприсоединения, включенная в НВВ 2018 года, в заключении не указана.
Рост неподконтрольных расходов на 2018 год (4 251 000,99 тыс. руб.) составил 30,6% к плану 2016 года (3 254 523,4 тыс. руб.).
Помимо подконтрольных расходов 2 208 030,17 тыс. руб. и неподконтрольных расходов 4 251 000,99 тыс. руб. (лист 54 свода - 4 200 774,96 тыс. руб., доп. расчёт от 20.04.2018 - 4 251 000,99 тыс. руб.) в НВВ 2018 года АО "ДРСК" включено сглаживание (+) 1 446 460,42 тыс. руб. (доп. расчёт от 20.04.2018).
Согласно стр. 32 таблицы N 1 приложения N 2 постановления Департамента по тарифам от 22.06.2018 N 29/1 сумма НВВ АО "ДРСК", без учёта потерь, составила 6 917 509,20 тыс. руб., в том числе выпадающие доходы от льготного техприсоединения (-) 55 205,47 тыс. руб.
ФАС России выявлено арифметическое несоответствие НВВ АО "ДРСК" на 2018 год, указанной в заключении, без учёта потерь, и суммы НВВ, принятой постановлением от 22.06.2018 N 29/1, в размере 6 917 509,20 тыс. руб.
Poст НВВ АО "ДРСК" на 2018 год (6 917 509,20 тыс. руб.), без учёта потерь, составил 26,9% к плану 2016 года (5 451 227 тыс. руб.).
При анализе расчёта корректировки НВВ АО "ДРСК", выявлено несоответствие затрат между утвержденной инвестиционной программой АО "ДРСК" и затратами, представленными в экспертном заключении АО "ДРСК", в части объема собственных средств, планового и фактического финансирования на 2016 год и расчёта, указанного в заключении Департамента по тарифам.
В нарушение пункта 27 Основ ценообразования в экспертном заключении, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования - 2018 год, срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе не указан максимальный срок полезного использования, установленный Классификацией основных средств, включаемый в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В экспертном заключении по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии отсутствует анализ за первый ДПР на предмет определения недополученных доходов по независящим от АО "ДРСК" причинам, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования.
В заключении по АО "ДРСК" на 2018-2022 гг. отсутствуют подписи членов экспертной группы.
В заключение по ООО "Горсети" на 2018 год отсутствует пятая страница.
Экспертные заключения, представленные Департаментом по тарифам, не отвечают требованиям Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 г. N 215-э/1.
Постановлением Департамента по тарифам от 26.12.2017 N 76/2 "Об утверждении единых стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края" (в действующей редакции) предусмотрены суммы выпадающих доходов ТСО от оказания услуг по технологическому присоединению заявителей с максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, на 2018 год (далее - постановление об утверждении стандартизированных тарифных ставок).
В постановлении об утверждении стандартизированных тарифных ставок план на 2018 год по Октябрьскому РМУПЭС - 900 тыс. руб.
В дополнительном заключении по Октябрьскому РМУПЭС расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов от льготного технологического присоединения: план на 2018 год - 1 200 тыс. руб., факт за 2016 год - 1 180,19 тыс. руб.
По строке 12 приложения N 2 постановления от 22.06.2018 N 29/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 27.12.2017 N 77/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов..." учтенные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение по Октябрьскому РМУПЭС, составляют 1180,19 тыс. руб.
Пунктом 4 постановления об утверждении стандартизированных тарифных ставок, а также согласно пояснительной записке к расчёту НВВ ООО "Электрические сети Преображения", на заседании Правления Департамента по тарифам 22.11.2017 по вопросу утверждения тарифов на 2018 год принято решение о принятии выпадающих доходов от льготного технологического присоединения по ОOO "Электрические сети Преображения" в сумме 267,29 тыс. руб. (лист 96 свода). В постановлении Департамента по тарифам от 27 декабря 2017 года N 77/1, а также в постановлении от 22 июня 2018 года, согласно письму от 15.06.2018 N 27/2055, направленному в адрес ФАС России, сумма 267,29 тыс. руб. по ООО "Электрические сети Преображения" отсутствует.
Пунктом 4 постановления об утверждении стандартизированных тарифных ставок АО "Оборонэнерго" филиал "Приморский" предусмотрена сумма выпадающих доходов 4 495,43 тыс. руб. на 2018 год.
В пояснительной записке к экспертному заключению от 21.12.2017 г. АО "Оборонэнерго" филиал "Приморский" по статье "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения" по факту 2016 года - 2 521,66 тыс. pуб.
В постановлении Департамента по тарифам от 27 декабря 2017 года N 77/1, а также в постановлении от 22 июня 2018 года по строке 25 приложения N 2 АО "Оборонэнерго" филиал "Приморский" сумма учтенных расходов, не включаемых в плату за технологическое присоединение составляет 3 458,08 тыс. pуб.
В нарушение пункта 11 Методических указаний N 98, в связи с неисполнением инвестиционных программ ТСО, Департаментом по тарифам не выполнен расчёт корректировки НВВ.
В дополнении к экспертному заключению по Октябрьскому РМУПЭС от 27 ноября 2017 года указано: "... департаментом энергетики было направлено заключение об исполнении инвестиционной программы за 2016 год, в котором отражено, что ОРМУПМЭС недоосвоено средств на сумму 306,61 тыс. руб. (245,29 тыс. руб. - прибыль, 61,32 тыс. руб. - налог на прибыль). В связи с тем, что инвестиционная программа утверждена на долгосрочный период регулирования 2015-2019, экспертная группа предлагает провести корректировку НBB пo окончании долгосрочного периода, по результатам реализации инвестиционных проектов за 5 лет.".
Нарушения пункта 11 Методических указаний N 98 также допущены Департаментом по тарифам по корректировке НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы: АО "Кавалеровская электросеть", МУП "Уссурийск-Электросеть".
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение предприятия от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и предприятия начисляют фиксированный налог от базы, определяемой как "доходы" или "доходы минус расходы".
В соответствии с представленными заключениями ТСО: АО "МАПЭ", ООО "Приморский лесокомбинат", ОАО "Энергосбытсервис", ООО "Инфраструктура" работают на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН).
Департаментом по тарифам помимо включения в НВВ налога на доходы АО "МАПЭ", ОАО "Энергосбытсервис", ООО "Инфраструктура" включен налог на прибыль на капитальные вложения.
Департаментом по тарифам в НВВ ОАО "Энергосбытсервис" учтен налог на прибыль без заявки предприятия.
Департаментом по тарифам в НВВ ООО "Приморский лесокомбинат", который применяет УСН, не включен налог на доходы, а включен налог на прибыль - 90,11 тыс. руб., заявлено - 85,4 тыс. руб. Амортизация ООО "Приморский лесокомбинат" заявлена - 10,84 тыс. руб. (в заключении указано о представленных ведомостях учёта основных средств и амортизации 2016 года, инвентарных карточках учёта, актов ввода объектов, представлены счета-фактуры на покупку активов), без обоснований принято Департаментом по тарифам - 17,11 тыс. руб. ЕСН заявлено - 451,54 тыс. руб., принято - 453,2 тыс. pуб.
При освобождении от уплаты налога на прибыль для организаций, применяющих УСН, предусмотрены некоторые исключения: налог на прибыль в размере 9-20% оплачивается при получении прибыли от контролируемых ими иностранных компаний, от дивидендов и процентов, полученных от некоторых ценных бумаг, предусмотренные пунктами 1.6, 3, 4 статьи 284 Налогового Кодекса. В экспертных заключениях отсутствует указание на документальное подтверждение обоснованности указанных действий Департамента по тарифам.
Необоснованно выполнен расчёт налога на прибыль по ООО "Коммунальные сети": налог на прибыль рассчитан с учетом банковских услуг.
В нарушение пункта 7 Основ ценообразования Департаментом по тарифам не проанализирован факт 2016 года неподконтрольных расходов: Хорольского МУПЭС, ОАО "Хасанкоммунэнерго", АО "Оборонэнерго" филиал "Приморский" и др.
При утверждении НВВ для ТСО на 2018 год Департаментом по тарифам допущены многочисленные арифметические ошибки. Фактические расходы ТСО принимаются Департаментом по тарифам без обоснованных расчётов и пояснений.
Всего принята НВВ АО "МАПЭ" на 2018 год - 58 298,37 тыс. руб., в том числе сумма подконтрольных 37 493,37 тыс. руб. и неподконтрольных расходов 21 827,17 тыс. руб. (перечень неподконтрольных расходов, указанный в заключении на листах 83-84 свода, составляет 21 820,43 тыс. руб.), корректировка НВВ в связи с невыполнением инвестиционной программы - (-) 259,00 тыс. руб., расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов - (-) 763,18 тыс. руб.
В нарушение требований Методических указаний N 421-э, Методических указаний N 20-э/2 в экспертных заключениях Департамента по тарифам отсутствуют какие-либо расчеты и конкретные формулы, позволяющие проверить обоснованность включения затрат в НВВ организаций.
При расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Приморского края на 2018 год использовались показатели, отличные от показателей, утвержденных в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2016 год, что является нарушением пункта 14 Основ ценообразования. Например, в результате анализа полезного отпуска электрической энергии (по группе потребителей "Прочие") и утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии выявлены признаки включения в НВВ необоснованных затрат по потерям.
Используемый плановый объем потерь при расчете затрат ПАО "Аскольд" по статье "Экономия от снижения технологических потерь" за 2016 год, отсутствует в сводном прогнозном балансе, утвержденном ФАС России, обоснования и расчеты отсутствуют.
При анализе статьи "Корректировка по фактической цене покупки потерь" по сетям МУП "Владивостокское предприятие электрических сетей" за 2016 год Департаментом по тарифам занижен плановый объем потерь на 5,4%, по отношению к сводному прогнозному балансу, утвержденному ФАС России, обоснования и расчеты отсутствуют.
По ООО "Энергетические сети Преображение" потери на 2018 год включены Департаментом по тарифам в размере 2 704,91 тыс. кВтч. В сводном прогнозном балансе, утвержденном ФАС России приказом от 30.06.2017 N 875-ДСП (в действующей редакции) на 2018 год, включенных потерь по ООО "Энергетические сети Преображение" составляет 2 810,0 тыс. кВтч.
При корректировке с учетом изменения полезного отпуска и цены покупки потерь электрической энергии за 2016 год по ООО "Энергетические сети Преображение" плановая величина технологических потерь, указанная в заключении Департаментом по тарифам, ниже, чем утвержденная в сводном балансе на 2016 год, обоснования и расчеты отсутствуют.
Проект постановления Департамента по тарифам Приморского края об установлении на 2018 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Приморского края, установленных на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год", не соответствует пунктам 7, 14, 16, 27, 29, 34 Основ ценообразования, пункту 23 Правил, пунктам 14, 31, 41 Методических указаний N 228-э пунктам 11 Методических указаний N 98-э, пунктам 6, 7, 8 Методических указаний N 421-э.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2018 г. N 1263/18 "Об отказе в согласовании решения Департамента по тарифам Приморского края об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был