Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 74-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) по Нюрбинскому одномандатному избирательному округу N 11 Попова Б.Н. к Нюрбинской окружной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Григорьевой Антонины Афанасьевны по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Попова Б.Н. Матюшкиной О.М., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Григорьевой А.А. Полозкова Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 8 июня 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) на 9 сентября 2018 года.
Решением Нюрбинской окружной избирательной комиссии Нюрбинского одномандатного избирательного округа N 11 (далее - избирательная комиссия) от 14 июля 2018 года N 3 Григорьева А.А., выдвинутая избирательным объединением "Якутское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирована кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Нюрбинскому одномандатному избирательному округу N 11.
Решением избирательной комиссии от 14 июля 2018 года N 3-1 Попов Б.Н. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по названному округу.
Попов Б.Н. обратился в суд с административным иском об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации Григорьевой А.А.
В обоснование требований административный истец указал, что среди документов, представленных Григорьевой А.А. для регистрации в качестве кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением закона, содержащие недостоверные сведения и не имеющие всей необходимой информации.
По мнению Попова Б.Н., в справках о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации (далее - справки о недвижимом имуществе за пределами территории России), представленных по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, Григорьева А.А. неправильно назвала должность, на которую выдвинута кандидатом: депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва. Однако на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия), поэтому указание в справках иной должности является нарушением требований закона. Кроме того, полагает, что о нарушении формы поименованных справок свидетельствует невыполнение требования закона о вычёркивании из вводной части справки тех лиц, в отношении которых сведения не представляются.
Административный истец считает, что приведённые нарушения избирательного законодательства в силу подпунктов "в", "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ являются основанием для отказа в регистрации кандидата, поэтому решение избирательной комиссии о регистрации Григорьевой А. А. является незаконным.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное истолкование судом норм материального права, и просит принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком, заинтересованными лицами Григорьевой А.А., Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия), а также участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, который проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующего возникшие отношения, дал верную правовую оценку заявленным требованиям и правомерно признал их необоснованными.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона (подпункт "в. 1");
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного закона, иным законом (подпункт "в.2").
В соответствии с предписаниями пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Форма справки о недвижимом имуществе за пределами территории России утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, заполняется отдельно на каждое лицо (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети), о котором предоставляются сведения, состоит из вводной части, в которой указывается фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата и наименование должности, и четырёх разделов. В первом разделе содержатся сведения о лице, в отношении которого сообщается перечисленная в приведённом выше пункте информация, включая степень родства.
Судом установлено, что Григорьевой А. А. в отношении себя представлены справка о недвижимом имуществе за пределами территории России и справка о расходах, содержащие в первом разделе полную информацию о кандидате.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, он содержит предписание к оформлению указанной справки в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае не совершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций): в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок (пункт 3). Иных требований к оформлению не содержит.
При таком положении суд первой инстанции правильно не признал нарушением оформление справок об имуществе и расходах, в водной части которых не зачёркнуто, как указано в подстрочнике, член семьи, в отношении которого справка информацию не содержит, так как это не влияет на объём изложенных в них сведений, подлежащих обязательному представлению в избирательную комиссию.
Обоснованно отклонён судом первой инстанции и довод административного истца о том, что Григорьева А.А. неправильно указала в названных справках должность, на которую выдвинута - кандидат в депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Позиция суда основана на правильном применении норм Федерального закона N 67-ФЗ и регионального законодательства.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент Республики Саха (Якутия) - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти, постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия), состоит из 70 народных депутатов Республики Саха (Якутия) (статья 54, часть 2 статьи 55 Конституции Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года 3 N 7-1 "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" народным депутатом Республики Саха (Якутия) является избранный в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, народный депутат Республики Саха (Якутия) и депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются равнозначными понятиями, следовательно, указание в справках, заполненных Григорьевой А.А., должности депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вместо народного депутата Республики Саха (Якутия), не влияет на объём и достоверность указанной кандидатом информации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Якутия от 28 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Б.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2018 г. N 74-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был