Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-04-05/62355
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке определения налогового статуса физического лица, проживающего в Испании, для целей уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.1 и 3 статьи 207 Кодекса) в Кодексе не используется.
Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации. В случае, если физическое лицо не находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев, оно не рассматривается в качестве налогового резидента Российской Федерации и подлежит налогообложению только по доходам от источников в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция) термин "резидент Договаривающегося государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося там капитала.
Таким образом, как Кодекс, так и Конвенция не рассматривают лиц, подлежащих налогообложению в государстве только от источников в этом государстве как налоговых резидентов этого государства.
Что касается критерия наличия "постоянного жилья" и других перечисленных в пункте 2 статьи 4 Конвенции критериев, то они в соответствии с Конвенцией применяются для установления наличия у физического лица статуса налогового резидента только в тех случаях, когда в ситуации признания физического лица налоговым резидентом одновременно в каждом из Договаривающихся государств исходя из их национального законодательства требуется определить, резидентом какого из Договаривающихся государств будет считаться физическое лицо для целей применения Конвенции.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.