В августе 2018 года произошел ряд событий, связанных с угрозой безопасности полетов при выполнении взлетов и посадок:
22.08.2018, днем, в простых метеоусловиях, в аэропорту Пермь (Большое Савино) произошел инцидент с самолетом А-320 VP-BNL. После занятия взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) и начала разбега самолета А-320, с противоположного торца на ВПП вырулил самолет МиГ-31 ВКС России. Экипаж самолета А-320 по команде диспетчера управления воздушным движением (далее - диспетчер) прекратил взлет на скорости 110 узлов.
23.08.2018 при заходе на посадку в аэропорту Мирный экипажу самолета А-320 VQ-BRC диспетчером было дано указание об уходе на второй круг из-за несанкционированного выхода в район ВПП человека. Установлено, что на перроне аэродрома производилась подготовка к вылету (снятие чехлов) вертолета Ми-171. Воздушным потоком от несущего винта рядом стоящего вертолета одна из заглушек была отнесена на обочину ВПП. Один из членов экипажа вертолета Ми-171 попытался убрать заглушку. Диспетчер увидев несанкционированное приближение человека к ВПП дал указание экипажу самолета А-320 об уходе на второй круг с высоты 330 метров.
25.08.2018, днем, в простых метеоусловиях, в аэропорту Пермь (Большое Савино) экипаж самолета CL-600 VQ-BOU выполнил уход на второй круг из-за несанкционированного приближения к ВПП двух военнослужащих воинской части, базирующейся на аэродроме. По указанию диспетчера экипаж самолета выполнил уход на второй круг с высоты 400 метров.
25.08.2018, днем, в простых метеоусловиях, в аэропорту Улан-Удэ (Мухино) произошел серьезный инцидент с самолетом А-320 VQ-BGJ (посадка на строящуюся ВПП).
Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту Домодедово - Иркутск. Из-за сложных погодных условий (туман, видимость на ВПП не соответствует эксплуатационному минимуму) экипаж ВС принял решение о полете на запасной аэродром Улан-Удэ.
Метеоусловия на аэродроме Улан-Удэ (по предварительным данным): штиль, видимость более 10 км, облачность сплошная на 800 метров, кучево-дождевая. Посадка должна была производиться на ВПП-26.
В аэропорту Улан-Удэ (Мухино) параллельно ВПП-26, на расстоянии, примерно, 180 метров строится новая ВПП. На момент посадки ВС на строящейся ВПП было включено светосигнальное оборудование, строительная техника и люди на ВПП отсутствовали. На рабочей ВПП-26 светосигнальное оборудование было выключено.
В процессе захода на посадку экипаж ВС допустил ошибку, вследствие которой приземление было произведено на строящуюся ВПП. Самолет повреждений не получил. Проводится расследование серьезного инцидента.
Факторы опасности, которые могли способствовать указанным событиям:
отсутствие скоординированного и последовательного подхода к разработке и контролю реализации мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП на аэродроме совместного базирования (события 22 и 25 августа 2018 г. в аэропорту Пермь (Большое Савино));
особенности летного поля и его оборудования, возникающие в период проведения работ по строительству или реконструкции, которые не были в полной мере учтены при подготовке, выполнении и обеспечении полетов (событие с 25.08.2018 в аэропорту Улан-Удэ).
Операторы сертифицированных аэродромов, органы ОВД и эксплуатанты воздушных судов должны выявлять связанные с безопасностью на ВПП факторы опасности, проводить их анализ и оценивать риски в рамках СУБП и работы групп по безопасности на ВПП, создание которых было рекомендовано письмом Росавиации от 23.10.2014 N АН1.02-3702 (информация по безопасности полетов N 19 за 2014 год).
Пунктами 3.4.2 и 3.4.3 Справочного руководства ИКАО по работе группы по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе*, предусмотрена необходимость выявления на регулярной основе факторов опасности с использованием доступных данных и информации о безопасности полетов, к числу которых относятся результаты расследований авиационных событий. Например, в условиях работ по реконструкции (изменению инфраструктуры) летного поля аэродрома ранее происходили события, аналогичные серьезному инциденту произошедшему 25.08.2018 с самолетом А-320 VQ-BGJ в аэропорту Улан-Удэ:
17.04.2011 в аэропорту Минеральные Воды произошел серьезный инцидент с самолетом Ан-148-100 RA-61706 - посадка на строящуюся ВПП (материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 112124, категории RI, NAV, ARDM, ATM);
25.09.2015 в аэропорту Краснодар (Пашковский) произошел серьезный инцидент с самолетом Боинг-737-500 VP-BPA - посадка на закрытую в связи с ремонтными работами ВПП (материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 155343, категории RI, NAV).
Подробный анализ различных факторов, приводящих к посадкам (взлетам) на рулежные дорожки или закрытые (нерабочие) ВПП, с примерами авиационных событий содержится в выпущенной в 2011 году Росавиацией Информации об инцидентах, связанных с использованием незаданной ВПП (размещена в АМРИПП Росавиации, группа "Информации и справки по БП (тематические)", категории RI, NAV). В данной информации обращалось внимание на то, что в условиях растущей потребности повышения пропускной способности российских аэродромов, их реконструкции и строительства дополнительных ВПП, повышаются риски событий, связанных с несанкционированным выездом ВС на ВПП или использованием незаданных ВПП.
Данный вывод сохраняет свою актуальность. По итогам 2017 года, в сравнении с 2016 годом, количество отбывших/прибывших воздушных судов из аэропортов Российской Федерации увеличилось более чем на 8%. Тенденция роста сохраняется и в 2018 году, при этом интенсивность полетов увеличивается на фоне продолжающихся работ по ремонту и строительству в некоторых аэропортах.
Предлагаю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. При выполнении поручения руководителя Росавиации, данного на оперативном совещании 27.08.2018 (пункт 2 протокола оперативного совещания от 27.08.2018 N 27-ОПР), обратить внимание на необходимость:
проконтролировать реализацию мер, предложенных в Мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП, утвержденных приказом Росавиации от 06.02.2017 N 69-П (размещены на официальном сайте Росавиации по адресу https://www.favt.ru/dejatelnost-lms-bezopasnost-operaciy-vpp/).
участия представителей территориального органа Росавиации в работе групп по безопасности на ВПП и получения на периодической основе информации о планах и результатах деятельности групп по безопасности на ВПП, как это предусмотрено пунктом 1.3 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП, утвержденных приказом Росавиации от 06.02.2017 N 69-П, и пунктом 3.3.3 Справочного руководства ИКАО по работе группы по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе.
2. Руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. Довести настоящую информацию до руководителей подразделений, отвечающих за функционирование системы управления безопасностью полетов.
2.2. Обратить внимание на необходимость контроля деятельности, участия в работе и поддержки реализации мероприятий, предлагаемых группами по безопасности на ВПП.
2.3. Проконтролировать наличие в документах организации требований, направленных на предотвращение факторов опасности указанных в Информации об инцидентах, связанных с использованием незаданной ВПП (размещена в АМРИПП Росавиации, группа "Информации и справки по БП (тематические)", категории RI, NAV)) и реализацию мер, предложенных в Мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП, утвержденных приказом Росавиации от 06.02.2017 N 69-П.
Начальник Управления |
С.С. Мастеров |
______________________________
* Перевод на русский язык первого издания Справочного руководства размещен на официальном сайте Росавиации по адресу https://www.favt.ru/dejatelnost-lms-bezopasnost-operaciy-vpp/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 30 августа 2018 г. N Исх-21973/02 "Информация по безопасности полетов N 15"
Текст письма официально опубликован не был