Опыт эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) в осенне-зимний период (далее - ОЗП) показывает, что основными причинами сбойных ситуаций являются недостаточный контроль за эксплуатационным содержанием элементов летного поля аэродромов, обеспечением необходимых запасов антигололёдных реагентов для подготовки к полётам искусственных покрытий аэродромов и противообледенительных жидкостей для облива ВС в объемах, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования, достаточностью и исправностью аэродромной спецтехники и спецтехники для обработки ВС, работоспособностью аварийных источников питания электроэнергией, а также отсутствие достаточного количества резервных ВС, экипажей, недостатки в инженерно-авиационном обеспечении полетов в пунктах задержки вылета и в работе служб обеспечения полетов.
Неудовлетворительное состояние ВПП и элементов лётного поля приводит как к выкатыванию ВС за пределы ВПП и РД, так и к повреждениям элементов конструкции ВС и, как следствие, дорогостоящему ремонту ВС и к их незапланированным длительным простоям. В этих условиях повышается значение ответственного отношения операторов аэродромов к безусловному выполнению установленных процедур по поддержанию эксплуатационной готовности поверхности элементов летного поля, а также значение подготовки лётного состава к эксплуатации ВС в условиях низких коэффициентов сцепления и состояния ВПП разной степени подготовленности.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки авиационных предприятий; аэропортов; операторов аэродромов; юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, объектов, средств и систем единой системы организации воздушного движения, обеспечивающих авиационную безопасность; юридических лиц, осуществляющих работы, связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, эксплуатацию спецавтотранспорта и средств механизации; образовательных организаций, осуществляющих обучение и подготовку членов летных экипажей (далее - организации ГА), к работе в ОЗП 2018-2019 годов, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации ВС, другой авиационной техники, аэронавигационного оборудования и инфраструктуры аэропортов, аэродромных покрытий в возможных сложных метеорологических условиях (околонулевые температуры наружного воздуха, интенсивные осадки, в том числе в виде ледяного дождя, условия для наземного обледенения ВС), в условиях межсезонного размокания грунтовых аэродромов и площадок, а также миграции птиц, предлагаю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации, организаций гражданской авиации центрального подчинения Росавиации:
1.1. Определить сроки (период) подготовки и контроля готовности организаций ГА, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ОЗП с учетом метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, а также срока готовности объектов транспортного комплекса (23.10.2018), установленного пунктом 7 Плана заседаний комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на 2018 год, утвержденного заместителем Министра - председателем Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Н.Ю. Захряпиным.
1.2. Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 24.08.2018 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП;
до 18.10.2018 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций ГА, выявленных в ходе контроля их готовности, и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.3. Организацию и проведение подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29.10.2015 N 689.
Контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить выборочно документарно либо совместить с плановыми проверками, проводимыми в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил (выездная проверка).
1.4. В ходе проведения контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП обратить внимание на:
реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах и директивных письмах Росавиации (информациях по безопасности полетов) по итогам расследований авиационных происшествий и инцидентов, связанных с особенностями обеспечения и выполнения полетов в ОЗП (в АМРИПП Росавиации категории событий RE, CFIT, ARDM, LOC-G, ICE, UIMC), в том числе в части принятия дополнительных мер (мероприятий) с использованием данных бортовых средств объективного контроля, направленных на выполнение членами летных экипажей ВС в полном объеме технологии работ и взаимодействия в экипаже, выполнение карт контрольных проверок на всех этапах полета, стандартных эксплуатационных процедур по действиям экипажа в обычной, нештатной и аварийной ситуациях с учетом Руководства по летной эксплуатации ВС; содержания оператором аэродрома элементов летного поля в эксплуатационном состоянии, позволяющем обеспечить приемлемый уровень безопасности полетов;
реализацию требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.1988 N 209, и рекомендаций Росавиации по предотвращению авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами и дикими животными, предложенных в Информации по безопасности полетов Росавиации N 6 (письмо от 12.04.2018 N Исх-8846/02) и директивном письме Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02;
реализацию мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, связанных с несанкционированным выездом на ВПП (приложение к поручению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта от 05.10.2016 N 1.02-16-ПОР), а также на исключение столкновения ВС с земной поверхностью или препятствиями в управляемом полете (CFIT), потери управляемости в полете и выкатываний за пределы ВПП при взлете и посадке;
наличие в авиакомпаниях методик выполнения видов полетов и авиационных работ с учетом климатических особенностей, районов их выполнения, выполнения членами экипажей технологии работ и взаимодействия в экипаже с учетом рекомендаций Росавиации, предложенных в Информации по безопасности полетов Росавиации N 3 (письмо от 22.02.2018 N Исх-4239/02);
изложение в Руководстве по производству полетов авиакомпании детально установленных процедур выполнения полетов в условиях обледенения, опасных явлений погоды, а также мероприятий по CFIT;
выполнение требований Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215 (оценка эффективности функционирования системы управления безопасностью полетов поставщика услуг);
выполнение в аэропортах технологии взаимодействия аэродромной службы с органом ОВД и другими службами, обеспечивающими полеты, при подготовке аэродрома к полетам;
организацию обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной (авиационной) безопасности;
соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, при планировании и выполнении полетов;
соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации (требований охраны труда).
1.5. Выполнить сверку необходимой контактной информации и функционирования каналов связи с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора с целью предотвращения (локализации) каких-либо сбойных ситуаций (чрезвычайных ситуаций).
1.6. По результатам проведенных проверок готовности к выполнению и обеспечению полетов в ОЗП провести методические совещания с участием руководителей организаций ГА, на которых обсудить результаты проверок и выработать согласованные меры по устранению замечаний (недостатков), выявленных в ходе проведения проверок.
1.7. Рекомендовать руководителям организаций ГА:
1.7.1. С учетом особенностей деятельности, географических, климатических и региональных особенностей определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке к ОЗП.
1.7.2. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, на объектах ОрВД и прилегающих к ним территориях:
провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности, состояния и исправности систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, имея в виду, что в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложены на руководителей организаций ГА;
сформировать постоянные группы по контролю за состоянием пожарной безопасности в аэропортах и на объектах ОрВД;
обеспечить контроль приведения в повышенную готовность СПАСОП ГА в аэропортах;
организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России и органами местного самоуправления по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований авиапредприятий к ликвидации очагов пожара.
1.7.3. Обеспечить готовность систем электро-, тепло- и водоснабжения на объектах авиационной инфраструктуры к работе в ОЗП.
1.7.4. Подготовить соответствующий персонал, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания к работе в ОЗП.
1.7.5. Информировать операторов аэродромов о проблемных вопросах и недостатках в обеспечении безопасности полетов на аэродроме с дальнейшим рассмотрением данных вопросов рабочими группами по безопасности на ВПП.
1.7.6. Операторам аэродромов при подготовке аэродромных покрытий исключить применение в качестве антигололёдных химических реагентов материалов, качество которых не проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций и не включенных в "Перечень материалов, предназначенных для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов", опубликованный на сайте Росавиации (http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-materially-soderj aniya/).
1.7.7. Создать неснижаемые запасы авиационных ГСМ, обеспечивающие бесперебойную работу аэропорта в течение не менее трех суток, противообледенительной жидкости для обработки ВС, гарантирующей возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков, химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течение десяти суток, с целью обеспечения бесперебойной работы в межсезонный период и периоды пиковой интенсивности полетов, а также материально-технических средств для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах ОВД, РТОП и авиационной электросвязи.
Обеспечить ежедекадный доклад в Управление аэропортовой деятельности Росавиации о наличии в аэропортах химических реагентов и противообледенительной жидкости для обработки ВС в течение всего ОЗП.
2. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов до 30.10.2018 подготовить и провести инструктивно-методическое совещание по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и рассмотрению наиболее актуальных вопросов подготовки организаций ГА к работе в ОЗП 2018-2019 годов (г. Ростов-на-Дону).
3. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства, начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в срок до 30.10.2018 подготовить и провести на базе филиала "Крымаэронавигация" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (г. Ялта) методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД, РТОП и связи, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ОЗП 2018-2019 годов.
4. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации подготовить и до 16.11.2018 провести на базе ФКУ "Северо-Западный АПСЦ" (г. Санкт-Петербург) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками отделов АКПС территориальных органов Росавиации, начальниками координационных центров ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ОЗП, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации.
5. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в период подготовки к работе в ОЗП рекомендовать руководителям центров ОВД привлекать к участию в итоговых конференциях по подготовке к ОЗП представителей авиакомпаний для обмена опытом с целью повышения качества аэронавигационного обслуживания полетов ВС, направленного на соблюдение установленного приемлемого уровня безопасности полетов при предоставлении обслуживания воздушного движения.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 30 июля 2018 г. N Исх-18920/02 "Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2018-2019 годов"
Текст письма официально опубликован не был