Для организации работы по комплексной реабилитации детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации*, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, необходимо принять исчерпывающие меры по созданию условий для получения указанной категорией детей психолого-педагогической помощи.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 14 июля 2016 г. N 07-3003 регионам было предложено проработать вопрос о создании системы психолого-педагогической работы с обучающимися, перенесшими операцию кохлеарной имплантации, на базе отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями слуха.
При этом указанные образовательные организации должны были стать учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую поддержку образовательным организациям субъекта Российской Федерации, а также психолого-педагогическую помощь обучающимся, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, и их семьям.
Акцентируем ваше внимание, что обучающиеся, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, должны получать образование как слышащие сверстники.
Итоговой оценкой эффективности высокотехнологичной помощи лицам, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, является их переход на естественное развитие коммуникации и речи (поведение в быту как слышащий, освоение речи как слышащий субъект взаимодействия со слышащим окружением).
Начиная с 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет ежегодный мониторинг количества детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, обучающихся в образовательных организациях.
По данным мониторинга на 1 сентября 2017/2018 учебного года численность детей дошкольного возраста, перенесших операцию кохлеарной имплантации, составляла 1614, школьного возраста - 2369 человек.
При этом всем детям дошкольного возраста организована психолого-педагогическая реабилитация и обучение или в отдельных дошкольных образовательных организациях, или в специализированных группах для детей с нарушением слуха (глухие и слабослышащие).
Детям школьного возраста помимо образования в отдельных классах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями слуха, также организовано инклюзивное образование (1122 ребенка, что на 122 ребенка [10,87%] больше, чем в 2016/2017 учебном году).
Также в рамках мониторинга выявлены наиболее эффективные модели организации психолого-педагогической реабилитации обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их семьям.
Рекомендуем ознакомиться с опытом работы Ростовской области в данном направлении.
Так, например, для организации послеоперационной психолого-педагогической реабилитации, обеспечения научно-исследовательской, инновационной и методической работы по сопровождению кохлеарно имплантированных детей в Ростовской области создан и функционирует Ресурсный центр по сопровождению детей после кохлеарной имплантации.
Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с научными, медицинскими учреждениями города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Заключены договоры о сотрудничестве с ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет".
Основными задачами Ресурсного центра являются:
- оказание коррекционно-педагогической помощи кохлеарно имплантированным детям, обучающимся в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения, общеобразовательного учреждения инклюзивно, семейного образования и семейного воспитания; ведение инновационной и проектной деятельности;
- консультирование педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам воспитания и обучения детей после кохлеарной имплантации;
- создание единой базы данных кохлеарно имплантированных детей;
- обеспечение информационной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи кохлеарно имплантированного ребенка.
Программа Ресурсного центра предусматривает реализацию как групповых и индивидуальных коррекционных и развивающих занятий для детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, так и мероприятий, повышающих компетентность педагогов по вопросу организации обучения и воспитания лиц, перенесших операцию кохлеарной имплантации.
В Ростовской области для успешной реабилитации детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, создана система психолого-педагогической помощи их семьям с учетом межведомственного взаимодействия и методической поддержки образовательных организаций, в которых получают образование обучающиеся.
Модель организации психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим кохлеарную имплантацию, их семьям в Ростовской области включает:
- Ресурсный центр на базе ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат N 48";
- ГКОУ РО "Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся";
- ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат N 48";
- ГКОУ РО "Каменская специальная школа-интернат";
- ГКОУ РО Таганрогская школа N 1;
- дошкольные образовательные организации с группами компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями слуха;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций, Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.
В целях развития личности и социальной адаптации дети с кохлеарной имплантацией также осваивают программы дополнительного образования различной направленности, принимают участие и получают призы в творческих конкурсах, фестивалях, акциях, выставках, сурдологических олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней.
Просим повторно провести анализ принятых мер по вопросу комплексной реабилитации лиц, перенесших операцию кохлеарной имплантации, и разместить актуальную информацию по приложенной форме** (на 1 сентября 2018 г.) в личных кабинетах Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - ЕИС) (адрес ЕИС: http://cabinet.mon.gov.ru) в срок до 1 октября 2018 г.
Описание модели организации психолого-педагогической реабилитации обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их семьям просим предоставить в текстовом формате, прикрепив скан-копию (формат.pdf) в личном кабинете ЕИС.
Консультирование по вопросам, связанным с содержательным наполнением отчетов, проводится по рабочим дням с 9.00 до 18.00 по московскому времени по телефонам: 8 (499) 681-03-87 (доб. 4004), контактное лицо - Денежко Татьяна Николаевна.
Консультирование по вопросам, связанным с работой в личных кабинетах ЕИС, проводится по рабочим дням с 9.00 до 18.00 по московскому времени по телефону: + 7 (800) 100-03-71 или по электронной почте: puchkova-e@inevm.ru.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Е.А. Сильянов
______________________________
* Кохлеарная имплантация - операция по восстановлению слуха, подразумевающая установку в улитку внутреннего уха электронной системы, обеспечивающей электрическую стимуляцию сохранных структур слухового нерва и процесс звуковосприятия.
** При данной публикации не приводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2018 г. N 07-4541 "О психолого-педагогической реабилитации обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", сентябрь 2018 г., N 18