Приказ Минфина России от 29 июня 2018 г. N 145н
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры"
16 декабря 2019 г.
Преамбула изменена с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4466), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры" (далее - Стандарт).
2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.
3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.
Первый заместитель |
А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2018 г.
Регистрационный N 52147
Настоящий Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 г., составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 г.
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.06.2018 г. N 145н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры"
16 декабря 2019 г.
См. Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры", направленные письмом Минфина России от 28 октября 2019 г. N 02-06-07/84752
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" 1.
Пункт 3 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
3. Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее - долгосрочные договоры) и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о таких объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений 2 (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).
4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:
а) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
б) цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.
Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения указанных договоров, осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" 3.
Пункт 5 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
5. Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется в соответствии с положениями Стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).
II. Признание доходов и расходов по долгосрочным договорам строительного подряда
Пункт 6 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
6. На конец каждого отчетного периода субъект учета рассчитывает сумму доходов по договору строительного подряда, заключенному субъектом учета, срок действия которого превышает один год (далее - долгосрочный договор строительного подряда), подлежащую признанию в бухгалтерском учете за отчетный период, путем умножения цены долгосрочного договора строительного подряда и (или) суммы возмещения (компенсации), предусмотренного условиями договора, подлежащего получению субъектом учета, на процент исполнения им обязательств по долгосрочному договору строительного подряда за вычетом сумм доходов по долгосрочному договору строительного подряда, признанных ранее.
Цена долгосрочного договора строительного подряда и (или) сумма возмещения (компенсации), предусмотренного условиями долгосрочного договора строительного подряда, подлежащего получению субъектом учета, определяется в соответствии с условиями долгосрочного договора строительного подряда и с учетом согласованных в соответствии с долгосрочным договором строительного подряда изменений стоимости работ.
Процент исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда на конец отчетного периода рассчитывается одним из следующих способов:
а) как соотношение объема фактически выполненных на конец отчетного периода работ, документально подтвержденного экспертным подразделением субъекта учета, ответственного за исполнение долгосрочного договора строительного подряда, к общему объему работ по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренному сводным сметным расчетом;
б) как соотношение расходов субъекта учета, понесенных в связи с выполненным на конец отчетного периода объемом работ и предусмотренных сводным сметным расчетом, к общей величине расходов по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренной сводным сметным расчетом. Общая величина расходов по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренная сводным сметным расчетом, определяется с учетом согласованных в соответствии с долгосрочным договором строительного подряда изменений стоимости работ.
Способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда устанавливается в соответствии с учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) на весь срок действия долгосрочного договора строительного подряда.
Лица субъекта учета, ответственные за документальное оформление подтверждения процента исполненных субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда исходя из объема фактически выполненных на конец отчетного периода работ (далее - заключение по проценту исполнения объема работ), обеспечивают своевременную передачу указанного документа для регистрации содержащихся в нем данных в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с документооборотом, установленным учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета). Заключение по проценту исполнения объема работ принимается к бухгалтерскому учету из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление, а также достоверности этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета), не несет ответственность за соответствие данных, указанных в заключении по проценту исполнения объема работ, свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Рассчитанная сумма доходов по долгосрочному договору строительного подряда признается в составе доходов от реализации отчетного периода обособленно с одновременным отражением на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета расчетов с дебиторами по рассчитанным суммам доходов по долгосрочным договорам строительного подряда (далее - расчеты с дебиторами по доходам к предъявлению).
7. Предусмотренные сводным сметным расчетом расходы субъекта учета, понесенные в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ, формируют себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период, относимую на финансовый результат отчетного периода.
Предусмотренные сводным сметным расчетом расходы субъекта учета, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами, не включаются в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период и учитываются обособлено# в составе расходов будущих периодов.
Расходы субъекта учета, понесенные в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ, не включаются в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда и подлежат обособленному отражению в составе финансового результата отчетного периода.
Пункт 8 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
8. По мере завершения этапов работ (работ) признанная сумма расчетов с дебиторами по доходам к предъявлению подлежит отнесению на расчеты с дебиторами по доходам от реализации.
Одновременно любую возникшую разницу субъект учета отражает:
а) в составе доходов по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период в корреспонденции с балансовыми счетами учета расчетов с дебиторами по доходам от реализации - в случае если сумма доходов, соответствующая завершенным этапам работ (работам), превышает сумму доходов, признанных по долгосрочному договору строительного подряда в отношении завершенных этапов работ (работ);
б) как уменьшение доходов по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период в корреспонденции с балансовыми счетами учета расчетов с дебиторами по доходам к предъявлению (обратной корреспонденцией) - в случае если сумма доходов, соответствующая завершенным этапам работ (работам), меньше суммы доходов, признанных по долгосрочному договору строительного подряда в отношении завершенных этапов работ (работ).
Поступление денежных средств и их эквивалентов по долгосрочному договору строительного подряда отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от реализации в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов Рабочего плана счетов субъекта учета.
Пункт 9 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
9. Одновременно с признанием доходов по долгосрочному договору строительного подряда субъект учета отражает их сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ.
При корректировке суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда в соответствии с требованиями пункта 8 Стандарта субъект учета выполняет соответствующую корректировку суммы доходов, отраженной на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части объемов выполненных работ по долгосрочному договору строительного подряда.
Одновременно с отнесением себестоимости выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период на финансовый результат отчетного периода субъект учета отражает ее сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ.
Одновременно с отнесением расходов субъекта учета, не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда, на финансовый результат отчетного периода субъект учета отражает их сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части превышения сводного сметного расчета.
Аналитический учет по забалансовому счету, предназначенному для учета результата долгосрочного договора, ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).
По окончании исполнения долгосрочного договора строительного подряда субъект учета списывает суммы, отраженные на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора.
Пункт 10 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
10. Налог на добавленную стоимость, начисленный в составе суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда, подлежит отнесению на:
а) расчеты по налогу на добавленную стоимость - в момент признания доходов по долгосрочному договору строительного подряда, рассчитанных исходя из процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда;
б) расчеты по налогу на добавленную стоимость - по завершении этапов работ (работ) по долгосрочному договору строительного подряда.
При корректировке суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда в соответствии с пунктом 8 Стандарта субъект учета:
а) увеличивает расчеты по налогу на добавленную стоимость - в случае увеличения доходов отчетного периода по долгосрочному договору строительного подряда;
б) уменьшает расчеты по налогу на добавленную стоимость - в случае уменьшения доходов отчетного периода по долгосрочному договору строительного подряда (обратной корреспонденцией).
III. Признание доходов и расходов по иным долгосрочным договорам
Пункт 11 изменен с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
11. По факту подписания иного долгосрочного договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.
Доходы по иному долгосрочному договору, признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия иного долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов.
В случае если выполнение работ (оказание услуг) по иному долгосрочному договору, осуществляется неравномерно, субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации по иному долгосрочному договору, предусмотренный учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).
Поступление денежных средств и их эквивалентов по иному долгосрочному договору, отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от реализации в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов Рабочего плана счетов субъекта учета.
12. Расходы субъекта учета, понесенные в связи с выполненными работами (оказанными услугами), формируют себестоимость выполнения работ по иному долгосрочному договору, за отчетный период, относимую на финансовый результат отчетного периода.
13. Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная в составе суммы доходов от реализации текущего периода по иному долгосрочному договору, подлежит отнесению на расчеты по налогу на добавленную стоимость:
а) в случае завершения этапов выполнения работ, оказания услуг;
б) в случае признания доходов от реализации по иному долгосрочному договору для целей бухгалтерского учета до наступления даты признания доходов от реализации по иному договору для целей налогового учета.
IV. Раскрытие информации в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности
14. В отношении каждого долгосрочного договора строительного подряда субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности:
а) способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда;
б) за отчетный период и с начала исполнения долгосрочного договора строительного подряда:
величину доходов от реализации;
величину себестоимости выполненных работ;
величину финансового результата, с выделением суммы, не входящей в себестоимость выполненных работ;
в) величину расчетов по долгосрочному договору строительного подряда на отчетную дату, в том числе:
по предварительной оплате (авансам полученным);
по доходам от реализации;
по доходам к предъявлению;
информацию о причинах возникновения и сроках погашения дебиторской задолженности.
15. В отношении иных долгосрочных договоров субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности по видам выполненных работ (оказанных услуг) за отчетный период:
а) величину доходов от реализации;
б) утратил силу с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
в) утратил силу с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
V. Переходные положения Стандарта при его первом применении
16. По долгосрочным договорам, заключенным до первого применения субъектом учета Стандарта, субъект учета признает в бухгалтерском учете объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом, возникшие на момент первого применения Стандарта.
По долгосрочным иным договорам признаются в бухгалтерском учете:
ранее не отраженные суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения субъектом учета Стандарта объемам работам (оказанным услугам);
суммы доходов будущих периодов, соответствующие работам (услугам), подлежащим выполнению (оказанию) в течение оставшегося периода исполнения долгосрочного договора;
иные объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом.
По долгосрочным договорам строительного подряда, заключенным до первого применения субъектом учета Стандарта, признаются в бухгалтерском учете:
ранее не отраженные суммы доходов, соответствующие выполненным до первого применения субъектом Стандарта объемам работ по не завершенным на дату первого применения этапам работ (работам);
иные объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом, возникшие на момент первого применения субъектом учета Стандарта.
17. Информация об объектах учета, признанных в соответствии с положениями Стандарта, подлежит раскрытию в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
Сравнительная информация по объектам бухгалтерского учета за периоды, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.
------------------------------
Сноска изменена с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
1 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).
Сноска изменена с 10 февраля 2020 г. - Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235Н
2 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918).
3 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный номер 51122).
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Долгосрочные договоры". Он применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 г., при составлении бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности - начиная с отчетности 2020 г.
Стандарт применяется одновременно со стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Приказ Минфина России от 29 июня 2018 г. N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2018 г.
Регистрационный N 52147
Настоящий приказ вступает в силу с 25 сентября 2018 г.
Стандарт, утвержденный настоящим приказом, применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 г., составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 сентября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минфина России от 16 декабря 2019 г. N 235н
Изменения вступают в силу с 10 февраля 2020 г.