Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 73-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кучумова Андрея Николаевича к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 от 3 августа 2018 года N 26 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва Сыбыкова Доржа Мункожаповича по апелляционной жалобе Сыбыкова Д.М. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 17 августа 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Сыбыкова Д.М. и его представителя Сангадиева Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия N 3056-V от 5 июня 2018 года выборы народных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия назначены на 9 сентября 2018 года.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 (далее - избирательная комиссия) от 3 августа 2018 года N 26 Сыбыков Д.М., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по названному избирательному округу.
Кучумов А.Н., зарегистрированный кандидат по указанному округу решением избирательной комиссии от 19 июля 2018 года N 2, 12 августа 2018 года обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации Сыбыкова Д.М. кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований, что избирательная комиссия незаконно не признала недействительными 17 подписей избирателей, что составляет более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, и являлось основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом.
По мнению административного истца, в папке N 1 в подписных листах N 2, 3, 16, 20, 21 и 26 имеются специально не оговорённые исправления:
- в дате внесения подписи кандидатом (2 подписи);
- в отчестве лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (2 подписи):
- исправления в дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей (6 подписей);
- в строке N 1 в сведениях о серии паспорта избирателя (1 подпись);
- в отчестве лица, осуществлявшего сбор подписей (1 подпись);
- в дате внесения подписи лицом, осуществляющем сбор подписей (5 подписей) соответственно.
Кроме того, в нарушении требований пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) Сыбыковым Д.М. не представлены отдельные справки на себя и несовершеннолетнюю дочь о принадлежащем им недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах; о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 17 августа 2018 года административное исковое заявление Кучумова А.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Сыбыков Д.М. просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на не соответствие выводов суда материалам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит правовых оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38, иных требований этого закона, а также требований, установленных иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ перечислены основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований указанного федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");
- если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1");
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 упомянутого закона).
В соответствии с предписаниями пункта 3.1 названной выше статьи при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (сведения об имуществе и обязательствах); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (сведения о расходах).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 сведения, перечисленные в пункте 3.1 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, предоставляются в виде двух справок: справка об имуществе и обязательствах, а также справка о расходах, обе из которых заполняются отдельно на каждое лицо (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети), состоят из вводной части, в которой указывается фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата и наименование должности, и нескольких разделов. В первом разделе содержатся сведения о лице, в отношении которого сообщается перечисленная в приведённом выше пункте информация, включая степень родства.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в виде копий документов, представленных Сыбыковым Д.М. в избирательную комиссию 6 июля и 2 августа 2018 года, письменные подтверждения получения документов избирательной комиссией, сделал правильный вывод о нарушении Сыбыковым Д.М. приведённых выше правовых предписаний ввиду непредставления справки о расходах своих и несовершеннолетней дочери по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Так, согласно подтверждению от 6 июля 2018 года Сыбыков Д.М. представил на 24 листах сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату и его несовершеннолетней дочери на праве собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Закону N 67-ФЗ и копии справок, адресованных в отдел государственной службы и кадров Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия по состоянию на 31 декабря 2017 года.
2 августа 2018 года Сыбыков Д.М. представил справки на себя и ребёнка об имуществе и обязательствах за пределами Российской Федерации, подтвердив данное обстоятельство в судебном заседании суда первой инстанции.
Справка о расходах отсутствует как в материалах дела, так и в документах избирательной комиссии.
При таком положении, как обоснованно констатировал суд первой инстанции, избирательная комиссия должна была отказать Сыбыкову Д.М. в регистрации на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, следовательно, судебный акт первой инстанции об отмене решения избирательной комиссии о регистрации Сыбыкова Д.М. кандидатом в депутаты является законным.
Судебная коллегия считает верным заключение суда о том, что в числе выбранных для проверки подписей избирателей, кроме признанных избирательной комиссией недействительными 6 подписей, недействительными являются дополнительно 12 подписей в связи с наличием в подписных листах неоговорённых исправлений, в результате чего общее количество недействительных подписей составляет 19.44% от общего числа подписей, отобранных для проверки, что также является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Позиция суда подробно и аргументировано изложена в решении, соответствует материалам дела и нормам материального права, регулирующим этот вопрос, правильно применёнными при разрешении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, аналогичны позиции Сыбыкова Д.М. в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку судом, следовательно, не влекут отмену по существу правильного решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыбыкова Доржа Мункожаповича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 73-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был