Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашова Виктора Ивановича, выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Иркутского областного суда от 8 августа 2018 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии от 25 июля 2018 года N 10/28 "О регистрации Кондрашова Виктора Ивановича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области Прокофьева М.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашов В.И., выдвинутый Иркутским областным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, считая, что решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва от 25 июля 2018 года N 10/28 "О регистрации Кондрашова Виктора Ивановича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5", выдвинутого политическим объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области, является незаконным, необоснованным, нарушает его права и законные интересы, так как фактически ставит в неравное положение кандидатов в связи с предоставлением возможности одному из кандидатов в депутаты представить в избирательную комиссию документы, оформленные с нарушением норм действующего законодательства, тем самым создавая неравное положение кандидатов и нарушая принцип равенства прав участников избирательного процесса, предусмотренный статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заявление мотивировано тем, что согласие Кондрашова В.И. баллотироваться оформлено с нарушениями требований статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области"; уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области в Избирательную комиссию Иркутской области представлено заявление в письменной форме Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 5. Впоследствии, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" Кондрашов В.И. представил в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва пакет документов для выдвижения по одномандатному избирательному округу N 5. В составе данного пакета документов Кондрашовым В.И. в окружную избирательную комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться в составе областного списка кандидатов от избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области. Данное заявление содержало согласие баллотироваться исключительно в составе областного списка кандидатов, хотя и было подано в составе документов на выдвижение по одномандатному избирательному округу.
Административный истец настаивал, что Кондрашов В.И. при подаче документов на выдвижение в окружную избирательную комиссию дал свое согласие баллотироваться именно в составе областного списка кандидатов, а не по одномандатному избирательному округу, фактически своим прямым волеизъявлением отменив решение о выдвижении по одномандатному избирательному округу.
Подчёркивал, что Кондрашов В.И. включён в областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области в Региональной группе N 5 Иркутская N 5. Кондрашов В.И. при подаче в окружную избирательную комиссию документов на выдвижение подтвердил своё согласие баллотироваться исключительно в рамках областного списка кандидатов. Более того, действия Кондрашова В.И. при подаче заявления о согласии баллотироваться в составе областного списка кандидатов от избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области лишили окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва возможности на законных основаниях произвести его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5, так как при наличии заявления о согласии баллотироваться в составе областного списка кандидатов, поданного непосредственно кандидатом, а не представителем избирательного объединения у окружной избирательной комиссии отсутствовала возможность определения волеизъявления кандидата баллотироваться по одномандатному избирательному округу, поскольку представленные им лично документы свидетельствовали о его согласии баллотироваться исключительно в составе областного списка кандидатов.
Также указывал, что заявление в письменной форме Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, представленное уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Иркутской области, составлено с нарушением норм действующего законодательства, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии.
Так, в заявлении о согласии баллотироваться Кондрашова В.И. отсутствовали сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Впоследствии при подаче документов на выдвижение Кондрашовым В.И. в окружную избирательную комиссию представлены сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2-4 статьи 31 либо частью 8 статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", со следующей формулировкой: "сведения в заявлении о согласии баллотироваться после слов и символа "профессиональное образование -" следует дополнить словами "среднее профессиональное образование, сельское профессионально-техническое училище N 1 г. Канска Красноярского края, 1971 год; реквизиты документа об образовании и о квалификации - Аттестат N ... дата выдачи 6 июля 1971 года". Решением экзаменационной комиссии присвоена квалификация тракториста-машиниста широкого профиля с правом работы на всех марках тракторов, комбайнов, сложных с/х машинах".
При этом в заявлении Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться слова и символ "профессиональное образование -" отсутствуют, в связи с чем возможность идентификации вносимых изменений также отсутствует, и данные сведения не могут быть идентифицированы как сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Решением Иркутского областного суда от 8 августа 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кондрашов Виктор Иванович, ... года рождения, просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 32, пунктом 14.3 статьи 35, пунктом 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьями 31, 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ, суд обоснованно не усмотрел оснований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона для отмены оспариваемого акта избирательной комиссии.
Из материалов административного дела следует, что 6 июля 2018 года общим составом Бюро Президиума Политического совета Всероссийской политической партии "Родина" согласовано выдвижение избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва и списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам. Кондрашов В.И. включен в областной список (под номером 3 региональная группа N 5 Иркутская N 5) и в список по одномандатным округам (одномандатный избирательный округ N 5).
11 июля 2018 года Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области принято решение "О выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам на выборах, назначенных на 9 сентября 2018 года", согласно которому Кондрашов В.И. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Для заверения указанных выше списков уполномоченный представитель избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области представил в Избирательную комиссию Иркутской области документы, перечисленные в части 2 статьи 32, части 1 статьи 33 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ, в том числе заявление Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
После принятия Избирательной комиссией Иркутской области постановления от 13 июля 2018 года N 12/130 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области по одномандатным избирательным округам" его копия с копией заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых указанным политическим объединением, и копии заявлений кандидатов, включенных в данный список, в том числе копия заявления кандидата Кондрашова В.И., в соответствии с частью 7 статьи 32 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ направлены в окружные избирательные комиссии и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
16 июля 2018 года кандидат Кондрашов В.И. подал в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва документы, указанные в частях 3.1-4.1 статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ, а также заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в составе областного списка.
Рассмотрев представленные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений, окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации Кондрашова В.И., выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области, в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Представление кандидатом Кондрашовым В.И., выдвинутым по одномандатному избирательному округу, в пакете документов на регистрацию заявления о согласии баллотироваться в составе областного списка, правомерно расценил как не влекущее правовых последствий, поскольку копия его заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу поступила в окружную избирательную комиссию из Избирательной комиссии Иркутской области вместе с заверенным списком кандидатов, а кандидаты должны представить в окружную избирательную комиссию только документы, перечисленные в частях 3.1-4.1 статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ.
Аналогичные положения содержатся в пункте 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также в пункте 4 Перечня документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, утверждённого постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2018 года N 189/1890.
Довод административного истца о том, что Кондрашов В.И., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области, при подаче документов в окружную избирательную комиссию фактически своим прямым волеизъявлением отменил решение о выдвижении по одномандатному избирательному округу, так как дал согласие баллотироваться именно в составе областного списка кандидатов, а не по одномандатному избирательному округу, суд обоснованно посчитал несостоятельным, указав, в частности, в решении на то, что кандидат вправе снять свою кандидатуру только путём подачи письменного заявления в соответствующую окружную избирательную комиссию. Подача заявления о согласии баллотироваться в составе областного списка не отменяет выдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу.
Вывод суда не противоречит требованиям пункта 30 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 1 статьи 45 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ, в силу которых кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за 1 день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, то на основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение двух суток принимает решение об аннулировании регистрации подавшего заявление кандидата.
Кроме того, в силу части 4 статьи 30 Закона Иркутской области кандидат может быть выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно по одному одномандатному избирательному округу и в составе областного списка кандидатов. Кандидат не может быть выдвинут по нескольким одномандатным избирательным округам.
Проверяя доводы административного искового заявления об отсутствии в заявлении кандидата Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться сведений о профессиональном образовании, суд установил, что, действительно, в заявлении Кондрашова В.И., поданном в Избирательную комиссию Иркутской области уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области в составе пакета документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, отсутствовали сведения о профессиональном образовании.
23 июля 2018 года кандидат Кондрашов В.И. внес уточнения и дополнения в ранее поданные документы, указав в том числе сведения о профессиональном образовании, сформулировав следующим образом: "сведения в заявлении о согласии баллотироваться после слов и символа "профессиональное образование -" следует дополнить словами "среднее профессиональное образование, сельское профессионально-техническое училище N 1 г. Канска Красноярского края, 1971 год; реквизиты документа об образовании и о квалификации - Аттестат N ..., дата выдачи 6 июля 1971 года. Решением экзаменационной комиссии присвоена квалификация тракториста-машиниста широкого профиля с правом работы на всех марках тракторов, комбайнов, сложных с/х машинах", с приложением копии аттестата.
Таким образом, кандидат Кондрашов В.И. воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 2 статьи 41 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункту 2 части 3.1 статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются документы, в том числе копии, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
В связи с этим полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Какие-либо недочёты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, что к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы, то есть не допущено искажений либо неполноты тех сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
Поэтому суд справедливо отметил в решении, что представленные Кондрашовым В.И. уточнения и дополнения в заявление о согласии баллотироваться с приложением копии аттестата, подтверждающего его профессиональное образование, позволили окружной избирательной комиссии однозначно установить данные о профессиональном образовании Кондрашова В.И. Отсутствие в первоначальном заявлении Кондрашова В.И. о согласии баллотироваться слов и символа "профессиональное образование -" не может рассматриваться как препятствие для идентификации вносимых в указанное заявление изменений.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, что нашло обстоятельное отражение в судебном постановлении и согласуется с нормами материального права, подлежащего применению в настоящем деле.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 8 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашова Виктора Ивановича, выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-47
Текст определения официально опубликован не был