Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Асакалова В.И. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии города Абакана о регистрации Иванова О.А. кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, выдвинутого региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Асакалова В.И. - Сысоева Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия Фальченко М.Г., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Абакана от 6 августа 2018 года N 82/1251-4 Иванов О.А., выдвинутый региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Асакалов В.И., выдвинутый Хакасским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об отмене названного постановления избирательной комиссии.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на недействительность подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., в подписных листах, которые заверены осуществлявшим сбор подписей избирателей Ивановым О.А., сведения о котором и подпись которого в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально не удостоверены.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Асакалов В.И. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссией города Абакана, региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" представило письменный отзыв, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Согласно подпункту "м" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено законом).
В соответствии с пунктом 16 статьи 38 этого же федерального закона законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также представить в избирательную комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Частью 13 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия. Если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, кандидатом Ивановым О.А. в территориальную избирательную комиссию города Абакана представлены, среди прочих документов, 62 подписных листах с подписями избирателей, собранными в поддержку своего выдвижения кандидатом, нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом, содержащий сведения о данных лицах и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде.
При этом нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., содержал сведения о Б. и К. и подписи этих лиц, а список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Иванова О.А., представленный в избирательную комиссию в машиночитаемом виде, содержал сведения о Б., К. и самом Иванове О.А.
Суд первой инстанции установил, что Б. заверено 7 подписных листов, К. заверено 6 подписных листов, а остальные 49 подписных листов заверены самим Ивановым О.А.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции закономерно исходил из того, что нотариальное удостоверение сведений о кандидате, выдвинутом непосредственно, и подписи этого лица в случае сбора таким кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения своей кандидатуры не требуется, поскольку таким кандидатом сведения о себе в избирательную комиссию представляются непосредственно при подаче необходимых для выдвижения и регистрации кандидатом документов, в том числе, проставляются необходимые подписи в присутствии членов избирательной комиссии, которые могут непосредственно удостоверить личность данного кандидата, а нотариальное удостоверение сведений об остальных лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписей этих лиц необходимо, поскольку данные лица какие-либо сведения и документы в избирательную комиссию не представляют, поэтому нотариусом и удостоверяется достоверность указанных этими лицами сведений о себе и их подписей, которыми данные лица заверяют подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В этой связи, правильно руководствуясь положениями приведенных норм законодательства Российской Федерации о выборах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными подписей избирателей, собранных Ивановым О.А. в поддержку своего непосредственного выдвижения кандидатом в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с суждениями суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного истца, полагавшего, что Иванов О.А. мог не удостоверять нотариально сведения о себе как о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и свою подпись в этом качестве только в случае сбора им всех подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры без участия иных лиц в сборе подписей избирателей в поддержку его кандидатуры. Данные доводы суд правомерно счел основанными на неверном истолковании приведенных выше норм законодательства Российской Федерации о выборах.
Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики Хакасия является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены указанного решения суда, поскольку данные доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асакалова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-21
Текст определения официально опубликован не был