Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 49-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дегтева Александра Анатольевича о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу N 14 от 26 июля 2018 года N 13 "О регистрации Исангулова Ильдара Хамзеевича кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу N 14" по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Тагировой Л.М., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Исангулова И.Х. - Курпач А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/1-6 выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Решением окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу N 14 (далее - ОИК) от 26 июля 2018 года N 13 Исангулов И.Х., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по названному округу.
Дегтев А.А., выдвинутый избирательным объединением "Башкортостанское региональное объединение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене приведённого выше решения ОИК, ссылаясь на то, что Исангуловым И.Х. в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) и статьи 48 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года N 380-з (далее - Кодекс Республики Башкортостан) документы для регистрации поданы в избирательную комиссию позже установленного срока, что являлось основанием для отказа в регистрации кандидатом и свидетельствует о незаконности обжалуемого решения ОИК.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дегтев А.А. ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного определения имеющих значение для дела обстоятельств, недоказанности и несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, неприменения закона, подлежащего применению и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и Исангуловым И.Х., представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, который проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующего возникшие отношения, дал верную правовую оценку заявленным требованиям и правомерно признал их необоснованными.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 упомянутого закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Приведённым правовым предписаниям корреспондируют положения пункта 3 части 6 статьи 51 Кодекса Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что предусмотренные федеральным и региональным законодателем условия выдвижения кандидатом Исангуловым И.Х. выполнены, необходимые для регистрации документы в избирательную комиссию представлены в установленный региональным законодательством срок, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с заключением суда о законности решения ОИК о регистрации Исангулова И.Х. кандидатом в депутаты.
Обоснованно отклонён судом первой инстанции довод административного истца о представлении Исангуловым И.Х. в ОИК документов позднее предусмотренного статьёй 48 Кодекса Республики Башкортостан срока.
Позиция суда основана на правильном применении норм Закона N 67-ФЗ и регионального законодательства и правильно установленных фактических обстоятельствах дела.
Определённый законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней (пункт 9 статьи 33 Закона N 67-ФЗ).
Так, частью 4 статьи 48 Кодекса Республики Башкортостан определено, что документы для регистрации кандидатов, списков кандидатов представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно при выборах в Государственное Собрание - не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени.
Постановление о назначении на 9 сентября 2018 года выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва опубликовано в газете "Республика Башкортостан" 20 июня 2018 года.
Пунктом 4 статьи 11.1 Закона N 67-ФЗ установлено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определённое количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днём считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днём, в который истекает указанное количество дней.
Принимая во внимание, что постановление избирательной комиссии о назначении выборов официально опубликовано 20 июня 2018 года, то последним днём для представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, как обоснованно указал суд первой инстанции, является 21 июля 2018 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/2-6 утверждён Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва, согласно которому последним днём подачи кандидатом документов на регистрацию является 21 июля 2018 года не позднее 18 часов.
Кодекс Республики Башкортостан содержит запрет соответствующей избирательной комиссии ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать в приёме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, если документы доставлены до истечения указанного в части 4 статьи 48 времени (часть 5 статьи 48).
Таким образом, документы доставленные в помещение избирательной комиссии до 18 часов 21 июля 2018 года, должны быть приняты к рассмотрению.
Судом установлено, что необходимые для регистрации кандидата Исангулова И.Х документы представлены в ОИК до истечения установленного избирательным законом срока, что подтверждается пояснениями члена названной комиссии, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля.
Ссылка административного истца на письменное подтверждение о приёме документов от 21 июля 2018 года, содержащее информацию о начале приёмки документов в 18 часов 02 минуты, не опровергает вывод суда о соблюдении кандидатом сроков предоставления документов, поскольку фиксирует исключительно действия избирательной комиссии.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным решения ОИК о регистрации Исангулова И.Х. кандидатом в депутаты.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, аналогичны позиции в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в судебном акте, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для признания судебного акта незаконным.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дегтева Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 49-АПГ18-19
Текст определения официально опубликован не был