В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-Э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании заявления Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.07.2018 N 1089, с учётом исполнения предписания ФАС России от 15.03.2018 N СП/16886/18 о выявленных нарушениях законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" за 2015-2016 гг., приказываю:
1. Отказать в согласовании проекта приказа Комитета по тарифам Республики Алтай (далее - Комитет) от 22.06.2018 N 19/1 "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 декабря 2017 года N 53/4", установленного на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год", направленного заявлением Комитета Республики Алтай от 18.07.2018 N 1089, в связи с несоответствием Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пунктам 7, 16, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
По результатам анализа экспертного заключения по филиалу ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети", представленного Комитетом, установлено следующее.
В заключении по определению экономической обоснованности необходимой валовой выручки (далее - НВВ) филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" на 2018-2022 гг. отсутствует информация Комитета о выполнении стандартов раскрытия информации филиалом ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые, включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Комитетом не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
В ходе установления тарифов на 2018 год, в представленном экспертном заключении, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2016 года не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Комитетом не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2018 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Базовый уровень подконтрольных расходов долгосрочного периода регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" определен в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования и составляет 458 950,22 тыс. руб.
Рост плана подконтрольных расходов на 2018 год к плану подконтрольных расходов 2017 года составляет 106,1%.
Плановые подконтрольные расходы на 2017 год для филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" утверждены в сумме 432 563,55 тыс. руб., в том числе фонд оплаты труда (далее - ФОТ) - 203 587,25 тыс. руб.
ФОТ на 2018 год утвержден - 292 015,64 тыс. руб. Рост плана ФОТ на 2018 год к плану ФОТ на 2017 год составляет 143,4%.
Рост плановой среднемесячной зарплаты на 2018 год к фактической среднемесячной зарплате персонала за 2016 год составляет 131,5%.
В заключении учтена численность на 2018 год - 523,48 чел., фактическая численность 2016 года - 486,48 чел. Рост численности на 2018 год относительно факта 2016 года - 37 чел., в том числе: мастер, диспетчера, электромонтеры, слесари, водители. При этом ступень оплаты труда выросла на 113,0% к факту 2016 года (7,10) и составила 8,02.
В заключении Комитетом не обоснована причина роста численности на 107,6% и роста ступени оплаты на 113,0%.
Филиал ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети", помимо ретушируемого вида деятельности - услуги на передачу электрической энергии, осуществляет и иные виды деятельности.
В нарушение пункта 81 Основ ценообразования в заключении не указан механизм распределения затрат по видам деятельности, не отражено распределение затрат сетевой организации между расходами, учитываемыми при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и расходами, учитываемыми при установлении платы за технологическое присоединение, которое должно производиться согласно учетной политике сетевой организации.
Численность персонала с учетом распределения по видам деятельности необходимо определять исхода из уровня фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за предыдущий год, в том числе, формой статистической отчетности N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", при этом размер плановой численности не должен превышать значений нормативной численности. Комитетом не проведен анализ статистической отчетности с учетом распределения по видам деятельности.
По результатам анализа экономической обоснованности ФОТ на первый год нового ДПР (базовый уровень операционных расходов) Комитетом в нарушение пункта 16 Основ ценообразования, не представлена оценка экономической обоснованности ФОТ, включенного в состав базовых подконтрольных затрат на 2018 год, не указана нормативная численность, численность по штатному расписанию, не проанализирована численность на услуги по передаче электроэнергии за предыдущий ДПР на основании бухгалтерской и статистической отчетности, не проведен анализ и расчёт изменения средней ступени оплаты труда и тарифного коэффициента.
Комитетом не проведен анализ изменения средней ступени труда и тарифного коэффициента, на предмет перераспределения стимулирующей части ФОТ в состав постоянной части ФОТ путем необоснованного увеличения средней ступени оплаты труда.
Комитетом не проведен анализ изменения состава и количества оборудования, которое должно соответствующим образом отразиться на средней ступени оплаты труда и соответствующем ей тарифном коэффициенте. При определении экономической обоснованности расходов на ФОТ, учитываемых при установлении тарифов, Комитетом без надлежащего анализа учтено увеличение численности с одновременным увеличением средней степени оплаты труда и тарифного коэффициента без соответствующего анализа и расчета средней ступени оплаты труда.
В нарушение пункта 7 Основ ценообразования Комитетом без соответствующего обоснования включены в базовые подконтрольные расходы 2018 года филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" по статье "другие подконтрольные расходы" затраты в размере 19 098,5 тыс. руб.
Расходы на аудиторские и консультационные услуги при заявке 287,4 тыс. руб. приняты Комитетом без обоснования в размере 956,65 тыс. руб.
Затраты на страхование, включенные в подконтрольные расходы, также приняты Комитетом без обоснования, отсутствует распределение расходов по видам страхования с указанием сумм и перечнем заключенных договоров на 2018 г.
Комитетом не проведен надлежащий анализ по включению в неподконтрольные расходы затрат на аренду имущества исходя из величины амортизации и налога на имущество (арендуемого), что противоречит пункту 28 Основ ценообразования.
Величина неподконтрольных расходов на 2018 год, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в Методических указаниях 98-э, с применением метода долгосрочной индексации НВВ содержит без соответствующего обоснования расходы на оплату налога на имущество с ростом 161,2% к фактическим затратам 2016 года.
По результатам анализа экспертного заключения установлено, что в неподконтрольные расходы включены экономически необоснованные расходы, тем самым нарушены пункты 7, 16 Основ ценообразования.
В экспертном заключении по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии за первый ДПР и на 2018 год отсутствует анализ, позволяющий определить недополученные доходы по не зависящим от филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети" причинам, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования.
При корректировке НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы 2016 года, Комитетом не указан расчет и обоснование затрат на сумму - (минус) 42 350 тыс. руб.
В соответствии с представленным отчётом, в рамках мониторинга инвестиционных программ, в шаблоне NET.INV2016 указаны фактические затраты в размере 3,41 млн руб. по 3 мероприятиям, отсутствующим в утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Сибири" "Горно-Алтайские электрические сети".
Расчёт корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы 2016 года, ее соответствует пункту 11 Методических указаний N 98-э.
Комитетом Республики Алтай не обеспечено надлежащее исполнение требований законодательства в области ценообразования, и не приняты меры, указанные в предписании ФАС России от 15.03.2018 N СП/16886/18, необходимые для обеспечения надлежащего исполнения требований пункта 7 Основ ценообразования.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2018 г. N 1295/18 "Об отказе в согласовании приказа Комитета по тарифам Республики Алтай "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Алтай с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был