Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданина В.В. Подшкоркина в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Подшкоркин оспаривает конституционность:
пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации;
пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Как следует из представленных материалов, заявителю, который с 2013 года и по настоящее время проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с тем что общая продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет.
В.В. Подшкоркин, не соглашаясь с отказом и полагая, что продолжительность его военной службы составляет более 20 лет, поскольку при исчислении выслуги лет для назначения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет был учтен период его работы в государственном учреждении "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" Департамента по чрезвычайным ситуациям Южно-Казахстанской области Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан с 1995 года по 2012 год, просит признать оспариваемые им законоположения противоречащими статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Из пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что возможность сохранения за указанными в нем гражданами социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодатель связывает с заключением и ратификацией в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. Такой механизм регулирования статуса военнослужащих сам по себе не может рассматриваться как нарушающий их конституционные права и свободы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 847-О-О).
Что касается оспариваемого В.В. Подшкоркиным пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то он закрепляет понятие "военная служба", является нормой-дефиницией, сам по себе прав военнослужащих не устанавливает и не может расцениваться как затрагивающий права заявителя.
Разрешение же вопроса о зачете периода службы заявителя в государственном учреждении "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" Департамента по чрезвычайным ситуациям Южно-Казахстанской области Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан в общую продолжительность службы, дающей право на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подшкоркина Валерия Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1929-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подшкоркина Валерия Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)