Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.И. Евтишиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.И. Евтишина оспаривает конституционность части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из представленных материалов, в 1987 году муж заявительницы принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 2013 году решением межведомственного экспертного совета была установлена причинная связь его смерти с воздействием радиации при участии в указанных работах. После установления в судебном порядке факта нахождения В.И. Евтишиной на иждивении умершего ей со дня подачи соответствующего заявления была назначена ежемесячная денежная сумма в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере, исчисленном из заработной платы супруга за последние двенадцать месяцев его работы. Полагая, что данная выплата подлежит установлению со дня смерти кормильца, а ее размер должен быть определен с учетом получаемых им при жизни пенсий и ежемесячных денежных компенсаций, производимых ему согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и индексироваться в установленном порядке, В.И. Евтишина предъявила к органам социальной защиты населения соответствующий иск, оставленный без удовлетворения судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемую норму.
По мнению заявительницы, оспариваемое ею законоположение противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 46 (часть 1), 53 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, исключает выплату членам семей граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и умерших вследствие обусловленного радиационным воздействием заболевания, ежемесячной денежной суммы в полном объеме, определенном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть вторая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ выступает элементом правового механизма реализации права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, сама по себе не устанавливает порядка исчисления, назначения и индексации соответствующих сумм, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Евтишиной Валентины Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1923-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Евтишиной Валентины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)