Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Заказчик), аукционной комиссии Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции системы водоотведения пгт. Ноглики (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0161300001418000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии участника ООО СМК "ЭнергоСила" требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком и Оператором электронной площадки не уведомлены участники Аукциона о новой дате рассмотрения вторых частей заявок;
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата повторного рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 391 746 440 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
7) победителем Аукциона признано ООО СМК "ЭнергоСила" с предложением о цене контракта 1 384 787 707,80 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО СМК "ЭнергоСила" требованиям документации об Аукционе, поскольку в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, указанным в пункте 27 информационной карты документации об Аукционе, а именно указанный в выписке из реестра членов саморегулируемой организации уровень ответственности не соответствует размеру договорных обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с пунктом 27 информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО СМК "ЭнергоСила" содержит выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 12.07.2018 N 0000620, согласно которой уровень ответственности ООО СМК "ЭнергоСила" по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, участником закупки ООО СМК "ЭнергоСила" в составе заявки на участие в Аукционе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, содержащая сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по договорным обязательствам, соответствующем размеру договорных обязательств в случае заключения ООО СМК "ЭнергоСила" муниципального контракта по предложенной в период проведения Аукциона цене 1 384 787 707,80 рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, осуществившей рассмотрение заявок участников Аукциона на основании информации и электронных документов, направленных Заказчику Оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Согласно части 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Грк РФ.
Таким образом, контроль соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров размеру обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств осуществляет саморегулируемая организация и ее участники.
При этом, участники саморегулируемой организации обязаны самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком и Оператором электронной площадки участники Аукциона не уведомлены о новой дате рассмотрения вторых частей заявок.
Из жалобы Заявителя следует, что протокол N 1 об отмене протокола от 06.08.2018 N 0161300001418000030-3 не содержит сведений о новой дате рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона. При этом, Оператором электронной площадки в адрес Заявителя не поступала информация об указанной дате.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии ФАС России от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016 в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (далее - Решение), выразившееся в неправомерном принятии решения о признании заявки ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016 (далее - Предписание), согласно которому Заказчику, Аукционной комиссии предписано отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N 0161300001418000030-3 (далее - Протокол подведения итогов от 06.08.2018), назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе. Кроме того, Аукционной комиссии предписано повторно рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016. Срок исполнения Предписания 28.08.2018.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки 21.08.2018 размещено извещение об отмене документа "Протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N 0161300001418000030-3" и протокол N 1 об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018.
Согласно графическим сведения, представленным Оператором электронной площадки, в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора электронной площадки размещено сообщение о необходимости размещения информации об отмене Протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 на сайте Оператора электронной площадки, направления информации об отмене указанного протокола на сайт www.zakupki.gov.ru, а также участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе. При этом дата и время возобновления Аукциона установлена 28.08.2018 в 10:00.
Вместе с тем, Предписание не содержит положения о необходимости указания в протоколе N 1 об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018 сведений о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Кроме того, в соответствии с графическими сведениями, представленными Оператором электронной площадки в ФАС России, 21.08.2018 в 08:38 ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" в личный кабинет направлено уведомление о возобновлении Аукциона с указанием даты и времени возобновления Аукциона (28.08.2018 в 10:00), а также информация о необходимости наличия денежных средств в качестве обеспечения заявки. Указанная информация направлена также в адрес ООО СМК "ЭнергоСила".
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих отсутствие уведомления Заказчиком и Оператором электронной площадки участников Аукциона о новой дате рассмотрения вторых частей заявок, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата повторного рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона.
В соответствии с Предписанием дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола подведения итогов от 06.08.2018.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 21.08.2018 в ЕИС размещено извещение об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018, при этом дата повторного рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукцион назначена 28.08.2018 в 10:00, т.е. на пятый рабочий день со дня отмены указанного протокола.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.08.2018 N 0161300001418000030-4, Аукционной комиссией рассмотрена заявка Заявителя с порядковым номером "1" и принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком исполнена последовательность действий, указанных в Предписании, а именно предоставлена возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, при этом, Заявителем внесены денежные средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, Аукционной комиссией рассмотрена вторая часть заявки Заявителя.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем явка представителей не обеспечена, доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов Заявителя вышеуказанными действиями Заказчика, не представлено, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 31.07.2018 по делу N 18/44/105/391, от 01.08.2018 по делу N 18/44/105/957, от 01.08.2018 N18/44/105/958 в действиях Заказчика выявлены нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС двух документаций об Аукционе, содержащих противоречивые сведения;
- части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте муниципального контракта условия о подтверждения членства подрядчика в саморегулируемой организации;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по или муниципальному контракту;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе сведений о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание устранить вышеуказанные нарушения при заключении муниципального контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.