Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия МКУ ИРМО "Служба единого заказчика" (далее - Уполномоченный орган), Управления образования администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Управления образования Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта капитального строительства "СОШ на 1275 учащихся в рабочем поселке Маркова Марковского муниципального образования Иркутского района" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0834300022018000213) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, выразившимися в неправомерном объединении в один объект закупки выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования.
Заказчик в письменных возражениях не согласился доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 007 154 404 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.09.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Кроме того, согласно пункту 2 Порядка определения договорных цен при строительстве объектов "под ключ" (приложение к Положению об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147) в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки являются работы по разработке рабочей документации и строительству объекта капитального строительства "СОШ на 1275 учащихся в рабочем поселке Маркова Марковского муниципального образования Иркутского района".
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что описание объекта закупки установлено в соответствии с потребностью Уполномоченного органа, Заказчика и направлено на достижение единой цели, а именно строительство средней общеобразовательной школы и приведение здания средней общеобразовательной школы в состояние, пригодное для осуществления образовательной деятельности.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности объединения в одном объекте закупки выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования, что влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно информационной карты документации об Аукционе "первая часть заявки должна содержать все конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в отдельном файле к настоящей документации - "Требования к качеству и характеристикам материалов.docx" (Приложение 2 к документации о закупке)".
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 2 к документации об Аукционе содержатся, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- пункт N 101 "Портландцемент* общестроительного назначения бездобавочный, марки 400. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч от начала затворения";
- пункт N 107 "Раствор* готовый": "Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14 вкл.".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний и показателей технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый для выполнения работ, для представления подробных сведений о показателях результатов испытаний товаров и показателях технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе требования об указании в составе заявок сведений о показателях результатов испытаний товаров и показателях технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ, не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 13.09.2018 по делу N 18/44/105/1184 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2018 г. N 18/44/105/1184 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был