Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 86-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шевченко Максима Леонардовича на решение Владимирского областного суда от 15 августа 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года N 312 "Об отказе в регистрации кандидата на должность губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Шевченко М.Л. и его представителя Гусевой Т.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей избирательной комиссии Владимирской области Ульевой Н.А. и Бриль Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 6 июня 2018 года N 144 выборы губернатора Владимирской области назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года N 312 Шевченко М.Л., выдвинутому избирательным объединением "Владимирское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", отказано в регистрации кандидатом в губернаторы Владимирской области в связи с представлением недостаточного количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Шевченко М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления и о возложении обязанности на избирательную комиссию Владимирской области зарегистрировать его кандидатом на должность губернатора Владимирской области.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на незаконность постановления, поскольку при сборе подписей депутатов и глав муниципальных образований Владимирской области ему создавались препятствия: на депутатов оказывалось давление с тем, чтобы они проставляли подписи в поддержку других кандидатов, и таких подписей было собрано в несколько раз больше подписей, чем требует закон. Также Шевченко М.Л. указал на то, что избирательная комиссия незаконно не зачла в поддержку его выдвижения подписи депутатов С.С. Лепилкина, Е.В. Усмановой, С.В. Масловой, Ю.Н. Горбачёва, Т.М. Васильевой, А.К. Гугина, А.В. Дмитриева, С.И. Птицыной, Н.Б. Цветковой, Д.Ю. Абрамова, П.В. Урядова, Е.М. Морозовой, В.М. Нечаева, поскольку их подписи поставлены ранее в поддержку выдвижения других кандидатов под принуждением, в том числе в незаконно зарегистрированного в качестве кандидата в губернаторы Владимирской области Алтухова И.П.
Решением Владимирского областного суда от 15 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Шевченко М.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 данного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом 6 пункта 2 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же федерального закона.
Согласно пункту 17 статьи 37 указанного федерального закона на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статьей 30.2 Избирательного кодекса Владимирской области установлено, что в поддержку выдвижения кандидата в губернаторы должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области. Число таких подписей составляет 8 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области (пункт 1).
В числе названных лиц должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы городских округов Владимирской области. Число подписей таких депутатов и глав муниципальных образований должно составлять 8 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав городских округов Владимирской области (пункт 2).
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами городских округов, не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Владимирской области (пункт 4).
Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 7 июня 2018 года N 150 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Владимирской области должно быть собрано 128 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (максимальное число - 134); в числе подписей должно быть 35 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав городских округов (максимальное число - 37); кандидат на должность губернатора Владимирской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах и действующими главами городских округов не менее чем в 16 муниципальных районах и городских округах Владимирской области.
В силу пункта 3 статьи 30.3 Избирательного кодекса Владимирской области листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию Владимирской области единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шевченко М.Л. для регистрации кандидатом на должность губернатора Владимирской области представил 133 листа поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований, в их числе 34 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, которые представляют 13 муниципальных районов, городских округов.
В результате проверки представленных листов поддержки кандидата избирательной комиссией не были засчитаны 13 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований по тому основанию, что эти депутаты ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения других кандидатов на должность губернатора Владимирской области.
Постановлением от 3 августа 2018 года N 312 избирательная комиссия Владимирской области отказала в регистрации кандидату на должность губернатора Владимирской области Шевченко М.Л. на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата.
Суд, признавая законным решение об отказе в регистрации кандидата Шевченко М.Л., обоснованно руководствовался предписаниями пункта 20 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 8 статьи 30.4 Избирательного кодекса Владимирской области, согласно которым, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, проставленная раньше.
Исходя из приведённых положений, в компетенцию избирательной комиссии при выявлении факта поддержки депутатом нескольких кандидатов входит лишь установление времени проставления подписи за каждого из таких кандидатов.
Следует признать, что избирательная комиссия Владимирской области надлежащим образом выполнила возложенные на неё законом обязанности, не засчитав кандидату Шевченко М.Л. подписи, которые по времени были проставлены раньше за других кандидатов.
Поскольку в результате проверки из 133 представленных административным истцом подписей депутатов представительных органов муниципальных образований зачтено лишь 120 при необходимых для регистрации кандидата на должность губернатора 128 подписей, суд первой инстанции правомерно констатировал, что у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия решения о регистрации кандидата Шевченко М.Л.
Доводы апелляционной жалобы о том, что депутаты С.С. Лепилкин, Е.В. Усманова, С.В. Маслова, Ю.Н. Горбачёв, Т.М. Васильева, А.К. Гугин, А.В. Дмитриев, С.И. Птицына, Н.Б. Цветкова, Д.Ю. Абрамов, П.В. Урядов, Е.М. Морозова, В.М. Нечаев, чьи подписи не были засчитаны Шевченко М.Л., поставили ранее подписи в поддержку других кандидатов под принуждением, отклоняются Судебной коллегией в связи со следующим.
В рамках настоящего дела подлежит оценке законность решения избирательной комиссии, принятого в отношении Шевченко М.Л., в связи с чем проверка обстоятельств, связанных с представлением подписей депутатов в поддержку иных кандидатов, то есть влияющих на законность решений об их регистрации, а не о регистрации Шевченко М.Л., произведена быть не может.
Следует учитывать и то, что выявление обстоятельств проставления подписей под принуждением не входит в компетенцию избирательной комиссии, в связи с чем не может повлиять на законность ее решения.
Кроме того, Шевченко М.Л. представил в комиссию лишь 34 подписи депутатов муниципальных районов и городских округов из 13 муниципальных районов и городских округов, в то время как необходимо 35 подписей из 16 районов и округов.
Так как Шевченко М.Л. представил недостаточное количество подписей депутатов муниципальных районов и городских округов вне зависимости от результатов проверки избирательной комиссией представленных подписей, законность решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации по данному основанию не вызывает сомнений.
Как не влияющий на законность решения избирательной комиссии не может быть проверен в рамках настоящего избирательного дела и довод апелляционной жалобы о том, что Шевченко М.Л. создавали искусственные препятствия для сбора подписей ввиду того, что другие кандидаты собрали подписи в количестве, значительно превышающем установленный законом предел. Конституционно-правовое истолкование норм избирательного законодательства, данное в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 32-П, на которое ссылается административный истец, данный вывод не опровергает.
Указанным постановлением выявлен конституционно-правовой смысл положений абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пунктов 17-20 статьи 37 и подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.
Во Владимирской области приняты соответствующие законоположения.
Пунктом 4 статьи 30.3 Избирательного кодекса Владимирской области ограничено число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в Избирательную комиссию Владимирской области - оно может превышать необходимое число подписей не более чем на 5 процентов, чем по смыслу, выраженному в приведенном постановлении, исключена возможность создания искусственных препятствий выдвижению кандидатов, в том числе Шевченко М.Л.
Следует отметить, что поддержка кандидата выборными лицами местного самоуправления, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, свидетельствует в числе прочего и об определенной интегрированности кандидата в политическую систему общества и, соответственно, означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
У Шевченко М.Л. наличие такой способности поддержкой депутатов муниципальных образований, вне зависимости от причин, не подтвердилось.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 15 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевченко М.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 86-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был