Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. N 80-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России на решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России и избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/322-6 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии "Коммунистическая партия социальной справедливости".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года N 576/89-5 выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
18 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 43/307-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/320-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/322-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии "Коммунистическая партия социальной справедливости" (далее - РО в Ульяновской области ПП "КПСС").
Избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России обратилось в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", ссылаясь на то, что необходимым условием регистрации областного списка кандидатов является его поддержка избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей. Согласно части 9 статья 40 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
По мнению административного истца, у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовала возможность в семидневный срок надлежащим образом провести проверку и определить достоверность и действительность всех представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС" и еще двумя избирательными объединениями подписей избирателей в подписных листах. Проведенная избирательной комиссией проверка осуществлялась без учета всестороннего, полного и объективного рассмотрения, а заключение привлеченных экспертов не соответствует действительности. Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов.
Избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации (далее - УОО ПП КПРФ) обратилось в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", указывая на нарушение требований при оформлении подписных листов, выявленное в ходе ознакомления членами партии с подписными листами. Так, в подписных листах с 1 по 1065 включительно даты и подписи по заполнению данных разных людей произведены одним и тем же лицом, в некоторых вообще отсутствуют подписи, во многих подписных листах сборщик подписей указывает дату сбора подписи ранее даты подписания избирателем.
Определением Ульяновского областного суда от 2 августа 2018 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года отказано в удовлетворении административного иска избирательных объединений УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России и УОО ПП КПРФ.
В апелляционной жалобе избирательное объединение УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (пункт 1 статьи 35).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 25 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются: если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт "г").
Аналогичные требования содержатся в Законе Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области".
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Статьей 38 названного федерального закона определено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (пункт 1); законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3).
Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" установлено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (части 9 и 19 статьи 40).
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая 2018 года N 30/205-6 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, которое составляет 5070 подписей.
Судом установлено, избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС" представлено 1065 подписных листов в одиннадцати папках с 5315 подписями избирателей. Проверкой установлено, что из 5315 подписей, отобранных для проверки, достоверными являются 5193 подписи, недействительными (недостоверными) - 122 подписей, что составляет 2,3% от общего числа проверенных подписей.
Таким образом, 5193 достоверных подписи избирателей достаточно для регистрации списка кандидатов, следовательно, как верно указал суд, у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовали основания для отказа в регистрации списка кандидатов, представленного избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС" по данному мотиву.
В целях реализации возложенных на Избирательную комиссию Ульяновской области полномочий по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в ходе проводимых на территории Ульяновской области выборов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая 2018 года N 30/206-6 создана рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию.
Управлением информационных технологий и ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" произведена проверка с использованием регионального регистра избирателей достоверности сведений об избирателях и лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС".
Управлением по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области проведена проверка сведений об избирателях, содержащихся в базе данных "Регистр избирателей" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Подписные листы являлись предметом исследования экспертов Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Ульяновской области, по результатам которого 17 июля 2018 года составлено заключение о выполнении одним лицом рукописных записей дат и подписей в подписных листах в графах "подпись" и "дата внесения подписи".
Оценив указанное заключение, суд пришел к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вывод суда мотивирован тем, что привлеченные лица являются экспертами, имеющими необходимое образование и достаточный стаж экспертной работы по специальности "Почерковедческая экспертиза". Оснований сомневаться в компетентности экспертов отсутствуют.
При таких данных суд пришел к верному выводу о том, что действия Избирательной комиссии Ульяновской области, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Доводы представителей У00 ПП "КПРФ" о выявлении членами их партии количества недостоверных и недействительных подписей, превышающего 10% от общего числа проверенных подписей, достаточными и достоверными доказательствами не подтверждены. Определение количества таких подписей путем визуального осмотра без приведения числовых значений конкретных несоответствий не может судом расцениваться как основание для удовлетворения иска.
Как указывалось выше, 122 подписи в ходе проверки были признаны недействительными (недостоверными) по различным основаниям, приведенным в итоговом протоколе от 19 июля 2018 года.
Доказательств, подтверждающих большее количество таких подписей, в материалы дела не представлено. Заключение экспертов, соответствующее положениям части 3 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, не оспаривалось и представителями УОО ПП "КПРФ".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Избирательной комиссии Ульяновской области, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых заявлений УОО ПП "Коммунистическая партия Коммунисты России" и УОО ПП "КПРФ" не имеется.
В силу предписаний пункта 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд вправе осуществить повторную проверку подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации списка кандидатов в депутаты исключительно в порядке, установленном пунктом 6 статьи 76 названного закона, то есть по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, только в пределах подписей, подлежавших проверке, и, следовательно, с учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в объеме заявленных требований, поскольку исходя из системного толкования предписаний, содержащихся в статье 46 и части 1 статьи 62 названного кодекса, административный истец по делам о защите избирательных прав в случае оспаривания решения о регистрации другого избирательного объединения обязан не только доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, но и указать конкретные нарушения избирательного законодательства, свидетельствующие о незаконности регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", в данном случае избирательное объединение УОО ПП КПРФ должен был назвать конкретные подписи избирателей и основания, по которым эти подписи являются недействительными (недостоверными).
Однако каких-либо конкретных сведений в отношении подписей, содержащихся в подписных листах с 1 по 1065, избирательное объединение УОО ПП КПРФ суду не представило.
Принимая во внимание, что количество достоверных подписей избирателей, представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП "КПСС", составляет 5193, а необходимое для регистрации выдвинутого им списка кандидатов количество подписей избирателей составляет 5070 подписей, Судебная коллегия по административным делам считает решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. N 80-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был