Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 августа 2018 г. N 80-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации на решение Ульяновского областного суда от 30 июля 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 18 июля 2018 года N 43/307-6 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Чикирева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Подзорова А.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года N 576/89-5 выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
18 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 43/307-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/320-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.
Избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации обратилось в суд с административным иском об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 18 июля 2018 года N 43/307-6 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемое постановление принято Избирательной комиссией Ульяновской области с нарушением требований избирательного законодательства, которые в силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются основанием для отмены решения о регистрации списка кандидатов.
По мнению административного истца, избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России в Избирательную комиссию Ульяновской области представлена выписка из протокола общего собрания от 22 июня 2018 года, содержащая не соответствующие действительности сведения; отсутствовал кворум для проведения общего собрания, поскольку двое лиц (Наземутдинов И.Ф. и Силаев А.А.) из десяти присутствующих членами политической партии Коммунисты России не являются; в выписке из протокола общего собрания Ульянов И.М. указан в качестве Первого секретаря, тогда как заверение областного списка кандидатов в депутаты поручено Первому секретарю Орлову М.В., им же и подписан областной список кандидатов; запись о регистрации Орлова М.В. как Первого секретаря комитета произведена в ЕГРЮЛ лишь 4 июля 2018 года; выписка из протокола общего собрания содержит противоречия: по решению счетной комиссии ее председателем избрана Минеева М.А., тогда как собранием утверждено решение счетной комиссии, председателем которой указана Кузьмина Г.А., не присутствовавшая на собрании, данная выписка содержит ссылки на протокол счетной комиссии от 22 июня 2017 года.
Кроме того, избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России в Избирательную комиссию Ульяновской области была представлена только выписка из протокола общего собрания от 22 июня 2018 года, отражающего лишь ход собрания, а не решение либо резолюция, как это предусмотрено Уставом политической партии. Выписка из протокола не свидетельствует о принятии решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты.
Решением Ульяновского областного суда от 30 июля 2018 года отказано в удовлетворении административного иска избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.
В апелляционной жалобе избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (пункт 1 статьи 35).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 25 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.1");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных упомянутым выше Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.2").
В силу пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Аналогичные требования содержатся в Законе Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов законодательного собрания Ульяновской области".
Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии при тайном голосовании, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Пунктами 6.2-6.5 Устава политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России предусмотрено, что высшим руководящим органом регионального отделения является Конференция, имеющая право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, включая выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления; Конференция считается правомочной, если на ее заседании присутствует более половины делегатов, избранных от соответствующих местных отделений Партии. Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума. Ход заседаний Конференции оформляется протоколом. Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Если на территории соответствующего субъекта Российской Федерации отсутствуют местные отделения Партии, и на учёте в региональном отделении состоит менее 30 членов Партии, высшим руководящим органом регионального отделения является общее собрание. Общее собрание правомочно, если на его заседании присутствует более половины членов Партии, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Положения Устава, регламентирующие деятельность Конференции регионального отделения, распространяются на деятельность общего собрания, если последнее является высшим руководящим органом регионального отделения (пункт 6.7 названного Устава).
Судом установлено, что 22 июня 2018 года состоялось заседание общего собрания избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, на котором присутствовало, включая Силаева А.А. и Наземутдинова И.Ф., 10 из 17 членов партии, единогласно при тайном голосовании принявших решение о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва с правом его заверения Первым секретарем Комитета Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Орловым М.В.
26 июня 2018 года избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России представило в Избирательную комиссию Ульяновской области областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, который постановлением этой комиссии от 18 июля 2018 года был зарегистрирован.
Оценив областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, представленный избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, а также приложенные к нему документы, суд пришел к выводу о том, что у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовали основания для отказа в регистрации данного списка.
Как следует из материалов дела, 4 и 5 июня 2018 года Наземутдинов И.Ф. и Силаев А.А. обратились в Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России с заявлениями-анкетами о принятии их в члены партии.
7 июня 2018 года Секретариатом Центрального Комитета политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России принято решение о принятии Силаева А.А. и Наземутдинова И.Ф. в члены партии.
Силаев А.А. и Наземутдинов И.Ф. не отрицали свое членство в партии, что подтверждается их объяснениями от 23 и 25 июля 2018 года, отобранными дознавателем отдела дознания ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в ходе проведения проверки по заявлению депутата Законодательного Собрания Ульяновской области от избирательного объединения Ульяновское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации.
При таких данных, является верным вывод суда о необоснованности доводов административного истца об отсутствии кворума 22 июня 2018 года на заседании общего собрания избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, ввиду отсутствия членства в партии у Силаева А.А. и Наземутдинова И.Ф.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии у Орлова М.В. полномочий на заверение списка кандидатов, суд установил, что решением Политбюро Центрального Комитета политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России от 7 июня 2018 года в связи с добровольным сложением полномочий Первого секретаря Комитета Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Ульянова И.М., временное исполнение обязанностей Первого секретаря данного Комитета возложено на Орлова М.В., о чем 4 июля 2018 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
22 июня 2018 года на заседании общего собрания Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России было принято решение поручить заверение областного списка кандидатов Первому секретарю Комитета Орлову М.В.
Представленный избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва заверен на основании решения общего собрания данного областного отделения Первым секретарем Комитета Орловым М.В., следовательно, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Орлова М.В. полномочий на заверение списка кандидатов являются необоснованными. При этом не имеет правового значения ссылка в жалобе на то, что запись о регистрации Орлова М.В. Первым секретарем комитета произведена в Едином государственном реестре юридических лиц лишь 4 июля 2018 года.
22 июня 2018 года на заседании счетной комиссии общего собрания Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России принято решение об избрании секретарем счетной комиссии Улюкаева Р.Р., председателем счетной комиссии Минееву М.А., что подтверждается протоколами счетной комиссии N 1 и N 2 от 22 июня 2018 года.
В силу изложенного, суд правомерно расценил как технические ошибки, содержащиеся в выписке из протокола общего собрания противоречия в части указания: решения общего собрания об утверждении решения счетной комиссии под председательством Кузьминой Г.А., дат протоколов счетной комиссии от 22 июня 2017 года, первым секретарем Комитета Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России Ульянова И.М.
Частью 4 статьи 34 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" предусмотрен перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения одновременно с областным списком кандидатов, выдвинутым по единому избирательному округу, к числу которых относится решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения о выдвижении списка кандидатов). Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии), в котором указываются:
число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, участвовавших в работе указанного органа;
число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
итоги голосования по данному решению; дата принятия решения.
Судом был проверен и обоснованно отклонен довод административного истца о несоблюдении избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России порядка принятия решения о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты.
Представленная в избирательную комиссию и в материалы дела выписка из протокола общего собрания избирательного объединения от 22 июня 2018 года вопреки утверждению административного истца свидетельствует о том, что решение о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты принято в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктов 6.2, 6.3, 6.7 Устава, регламентирующих порядок принятия такого рода решений, в ней содержаться все требования, предусмотренные частью 4 статьи 34 Закона Ульяновской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области".
Поскольку предусмотренные пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отмены постановления Избирательной комиссии Ульяновской области о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, отсутствуют, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 августа 2018 г. N 80-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был