Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. N 80-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России на решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России и избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/323-6 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское региональное отделение политической партии "Патриоты России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года N 576/89-5 выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
18 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 43/307-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/320-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 года N 45/323-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское региональное отделение политической партии "Патриоты России" (далее - УРО ПП "Патриоты России").
Избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (далее - УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России) обратилось в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого УРО ПП "Патриоты России", ссылаясь на то, что необходимым условием регистрации областного списка кандидатов является его поддержка избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей. Согласно части 9 статья 40 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. По мнению административного истца, у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовала возможность в семидневный срок надлежащим образом провести проверку и определить достоверность и действительность всех представленных избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России" и еще несколькими избирательными объединениями подписей в подписных листах. Проведенная избирательной комиссией проверка осуществлялась без учета всестороннего, полного и объективного рассмотрения, а заключение привлеченных экспертов не соответствует действительности. Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов.
Избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации обратилось в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России", указывая на нарушение требований при оформлении подписных листов, выявленное в ходе ознакомления членами партии с подписными листами.
Определением Ульяновского областного суда от 2 августа 2018 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года принят отказ от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации от исковых требований, производство по делу прекращено.
Решением Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года отказано в удовлетворении административного иска УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России.
В апелляционной жалобе избирательное объединение УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (пункт 1 статьи 35).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные требования содержатся в Законе Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области".
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Статьей 38 названного федерального закона определено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (пункт 1); законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3).
Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" установлено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (части 9 и части 19 статьи 40).
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая 2018 года N 30/205-6 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, которое составляет 5070 подписей.
Судом установлено, что избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России" представлено 1102 подписных листа в десяти папках с 5486 подписями избирателей. Проверкой установлено, что из 5486 подписей, отобранных для проверки, достоверными являются 5327 подписей, недействительными (недостоверными) - 159 подписей, что составляет 2,9% от общего числа проверенных подписей. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об итогах сбора подписей избирателей от 13 июля 2018 года, итоговым протоколом проверки подписных листов от 19 июля 2018 года.
Таким образом, 5327 достоверных подписи избирателей достаточно для регистрации списка кандидатов, следовательно, как верно указал суд, у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовали основания для отказа в регистрации списка кандидатов, представленного избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России" по данному основанию.
Из материалов дела следует, что в целях реализации возложенных на Избирательную комиссию Ульяновской области полномочий по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в ходе проводимых на территории Ульяновской области выборов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая 2018 года N 30/206-6 создана рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в избирательную.
Управлением информационных технологий и ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" произведена проверка с использованием регионального регистра избирателей достоверности сведений об избирателях и лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России" в Ульяновской области.
Управлением по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области проведена проверка сведений об избирателях, содержащихся в базе данных "Регистр избирателей" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Подписные листы являлись предметом исследования экспертов Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Ульяновской области, по результатам которого 17 июля 2018 года составлено заключение о выполнении одним лицом рукописных записей дат и подписей в подписных листах в графах "подпись" и "дата внесения подписи".
Оценив указанное заключение, суд пришел к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вывод суда мотивирован тем, что привлеченные лица являются экспертами, имеющими необходимое образование и достаточный стаж экспертной работы по специальности "Почерковедческая экспертиза". Оснований сомневаться в компетентности экспертов отсутствуют.
При таких данных суд пришел к верному выводу о том, что действия Избирательной комиссии Ульяновской области, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением УРО ПП "Патриоты России", в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Избирательной комиссии Ульяновской области возможности должным образом провести проверку подписей избирателей, противоречат материалам дела и документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. N 80-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был