Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А.и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Михайлова Виктора Прокопьевича на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене решения Верхневилюйско-Горной окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 26 от 29 июля 2018 года N 86 "О регистрации Шамаева Ивана Ивановича кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Верхневилюйско-Горному одномандатному избирательному округу N 26".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Михайлова В.П. - Яшинова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Шамаева И.И. - адвокатов Тимофеевой О.М. и Шамаева П.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366-V выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) назначены на 9 сентября 2018 года.
Решением Верхневилюйско-Горной окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 26 (далее - избирательная комиссия) от 29 июля 2018 года N 86 Шамаев И.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Верхневилюйско-Горному одномандатному избирательному округу N 26.
Михайлов В.П., выдвинутый избирательным объединением региональное отделение политической партии "Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия)", зарегистрированный кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение о регистрации Шамаева И.И., ссылаясь на то, что он не представил в установленный законом срок в избирательную комиссию сведения, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546. Также административный истец ссылался на то, что в представленных за пределами установленного срока справках по указанной форме не имеется информации об отсутствии или наличии у кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей обязательств имущественного характера.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Михайлов В.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательную комиссию должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а");
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").
Аналогичные требования содержатся в части 12.2 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III.
Формы справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Судом установлено, что 26 июня 2018 года Шамаев И.И. представил в избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе документы, содержащие предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения, однако по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Выявив недостатки в представленных Шамаевым И.И. документах, избирательная комиссия 25 июля 2018 года уведомила об этом кандидата, и Шамаев И.И. 26 июля 2018 года исправил недостатки, заменив неправильно оформленные справки надлежащими, составленными по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Разрешая заявленные требования, суд, установив, что сведения для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Шамаев И.И. представил в избирательную комиссию в установленный срок, недостатки в представленных документах, содержащих такие сведения, исправил своевременно, пришёл к правильному выводу об отсутствии у избирательной комиссии законных оснований для отказа в регистрации кандидата.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда, основанным на правильном применении пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата и не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные, в том числе в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. При этом кандидат вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что Шамаев И.И. не представил в установленный срок документы, необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата - справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, в отношении себя, супруги и несовершеннолетних детей, в связи с чем не мог такие документы и заменить, основан на ошибочном толковании приведённых положений избирательного законодательства, из которых следует возможность замены кандидатом документа, оформленного с нарушением требований закона, то есть документа, составленного с нарушением требований, предъявляемых к его форме.
Проанализировав представленные Шамаевым И.И. справки (в отношении себя, супруги и несовершеннолетних детей) о принадлежащем недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, составленные по форме утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, суд правомерно констатировал, что они содержат требуемые законом сведения в объёме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 содержит предписание к оформлению указанной справки, из которого следует, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок (пункт 3).
Административный истец, ссылаясь на оформление указанных справок с нарушением требований закона, указывал на отсутствие в графе "Содержание обязательства" раздела 4 указанных справок сведений об обязательствах имущественного характера.
Вместе с тем, из справок видно, что под таблицей раздела 4 в каждой из них имеется запись "обязательств имущественного характера не имею/не имеет".
При таком положении суд первой инстанции правильно не признал нарушением выполнение данной записи не в таблице, а под ней, так как это не повлекло искажение, неполноту, неопределённость представленных сведений об имущественных обязательствах Шамаева И.И. и членов его семьи.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-14
Текст определения официально опубликован не был