Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 73-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В.и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу N 14 шестого созыва Адабилешева Цырена Кирилловича о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу N 14 шестого созыва Цыренова Баира Цыденовича по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Рахимова А.И., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия N 3056-V от 5 июня 2018 года выборы народных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия назначены на 9 сентября 2018 года.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 (далее - ОИК) от 25 июля 2018 года N 8/1 Цыренов Б.Ц., выдвинутый избирательным объединением "Бурятское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
Адалибишев Ц.К., зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по названному округу, обратился в суд с административным иском об отмене решения ОИК о регистрации Цыренова Б.Ц., указав в обоснование требований, что Цыреновым Б.Ц. в заявлении о согласии баллотироваться указано о принадлежности к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и свой статус в этой партии. Однако в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), не представлен документ, подтверждающий указанные сведения.
По мнению административного истца, представленная копия справки Центрального комитета КПРФ, заверенная представителем избирательного объединения, не может рассматриваться в качестве такого документа, поскольку приведённый Закон N 67-ФЗ разделяет понятия документа и его копии.
Адалибишев Ц.К. считает, что предоставленные Цыреновым Б.Ц. в ОИК копии документов, подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, что кандидат является депутатом на непостоянной основе, а также копия паспорта оформлены ненадлежащим образом, так как заверены представителем избирательного объединения, в то время как должны быть заверены кандидатом.
Кроме того, Цыренов Б.Ц. не в полном объёме указал сведения о размере и источниках доходов, не сообщив о получении от Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия доход в размере 31 943,10 руб.
Приведённые нарушения избирательного законодательства в силу подпунктов "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ являются основанием для отказа в регистрации кандидата, поэтому решение избирательной комиссии о регистрации Цыренова Б.Ц. является незаконным.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное истолкование судом норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Цыреноввым Б.Ц., а также участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, который проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующего возникшие отношения, дал верную правовую оценку заявленным требованиям и правомерно признал их необоснованными.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 Закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 упомянутого закона, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
В соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 поименованного закона, считается выдвинутым после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в котором наряду с другими предусмотренными названной нормой сведениями указываются серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, их выдавшего, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), сведения о том, что является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе и наименование соответствующего представительного органа, а также вправе указать свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пункту 14.3 статьи 35 Закона N 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в течение одних суток с момента принятия с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 этого закона, направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включённый в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 поименованного закона в окружную избирательную комиссию при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 этого закона, после чего считается выдвинутым, а избирательная комиссия - уведомлённой о выдвижении кандидата.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 6 июля 2018 года заверен список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, выдвинутых республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", копия которого с копией заявления Цыренова Б.Ц. о согласии баллотироваться направлены председателю ОИК.
В подтверждение сведений о принадлежности к Коммунистической партии Российской Федерации Цыреновым Б.Ц. представлена справка от 19 июня 2018 года, подписанная председателем ЦК КПРФ Зюгановым Г.А. и заверенная надлежащим образом уполномоченным представителем избирательного объединения Бурятского регионального отделения политической партии КПРФ.
Исходя и приведённых федеральных норм суд первой инстанции верно констатировал, что предоставление в избирательную комиссию копии названной справки не противоречит федеральному и региональному законодательству, обоснованно сославшись на пункт 3.5.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 235/1486-6 от 11 июня 2014 года, предусматривающий возможность подтвердить информацию о принадлежности к политической партии справкой, иным документом, подтверждающим данные сведения.
Пунктом 13 статьи 21 Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения названного закона, обязательные для исполнения.
При таком положении суд первой инстанции правильно не признал нарушением избирательного законодательства предоставление копии справки о принадлежности Цыренова Б.Ц. к политической партии, содержащей необходимый объём сведений, подлежащих обязательному представлению в избирательную комиссию, обоснованно не признал указанное обстоятельство основанием для отмены решения о регистрации Цыренова Б.Ц. на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ.
Правомерно отклонён судом первой инстанции и довод административного истца о том, что Цыренов Б.Ц. предоставил не заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающие сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, о том, что кандидат является депутатом, а также копию паспорта, поскольку они заверены уполномоченным представителем избирательного объединения.
Позиция суда основана на правильном применении норм Закона N 67-ФЗ и Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия о выборах).
Согласно пункту 2.2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в избирательную комиссию представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определённых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
В этой же норме указано, что законом может быть предусмотрена обязанность предъявлять кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, копия которого изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Аналогичные правовые предписания содержатся в пункте 2.2 Закона Республики Бурятия о выборах, который также не исключает возможность заверения перечисленных выше копий документов кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 2.2 Закона Республики Бурятия о выборах" имеется в виду "пункте 2.2 статьи 22 Закона Республики Бурятия о выборах"
Выявленная в результате проведённой проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Закона 67-ФЗ недостоверность предоставленных Цыреновым Б.Ц. сведений в части не указания дохода, полученного от ГУ-Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия в размере 31 943,10 руб., верно не признана основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, так как это обстоятельство федеральным законодателем расценивается исключительно как повод направить избирательной комиссией в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (пункт 8 статьи 33 Закона 67-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Адалибишева Ц.К. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 73-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был