Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 72-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Илюхиной Светланы Ивановны на решение Забайкальского краевого суда от 31 июля 2018 года, которым удовлетворен административный иск Щебенькова Александра Викторовича о признании незаконным и отмене постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 17 июля 2018 года N 41/181ж "О регистрации кандидата в депутаты Забайкальского края третьего созыва С.И. Илюхиной, выдвинутого избирательным объединением Забайкальское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Илюхиной С.И. и избирательного объединения Забайкальское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Королёвой Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года N 116 выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года N 141/1026-2 полномочия окружной избирательной комиссии по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5 возложены на Центральную г. Читы территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии (далее - избирательная комиссия) от 17 июля 2018 года N 41/181ж Илюхина С.И., выдвинутая избирательным объединением Забайкальское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5.
Щебеньков А.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина", зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить постановление о регистрации Илюхиной С.И., ссылаясь на то, что в заявлении о согласии баллотироваться Илюхина С.И. не полностью указала адрес места жительства, не указала сведения об осуществлении полномочий депутата Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва на непостоянной основе, дату подписания заявления. Также административный истец указал на то, что Илюхина С.И. представила в избирательную комиссию не надлежаще оформленные и заверенные копии паспорта и диплома, в справке о партийной принадлежности и заявлении о согласии баллотироваться наименование партии указала в разных вариантах.
Решением Забайкальского краевого суда от 31 июля 2018 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Илюхина С.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда незаконным, постановленным в результате неправильного применения норм материального права и подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Разрешая заявленные требования, суд пришёл к выводу о том, что у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата Илюхиной С.И., предусмотренные приведённым подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться Илюхина С.И. не проставила собственноручно дату внесения подписи и не представила в избирательную комиссию банковскую справку об остатке денежных средств на специальном банковском счёте.
С выводами суда Судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Согласно пункту 14.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в данном пункте.
Пунктом 14.3 статьи 35 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения, в этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 названного Федерального закона (заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Форма заявления о согласии баллотироваться приведена в приложении N 3 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении, утверждённым постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6. Форма предусматривает проставление в заявлении собственноручно даты внесения подписи кандидата.
В материалы дела представлена копия заявления кандидата Илюхиной С.И. о согласии баллотироваться, в котором отсутствует дата внесения подписи кандидата, в связи с чем суд пришёл к выводу о том, что данное заявление не может считаться поданным.
Вместе с тем, суд не учёл, что заявление кандидата Илюхиной С.И. о согласии баллотироваться было представлено в избирательную комиссию Забайкальского края в порядке, предусмотренном пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в составе документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением Забайкальское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Из подтверждения о приёме следует, что указанные документы, включая заявление кандидата Илюхиной С.И. о согласии баллотироваться, представлены в избирательную комиссию Забайкальского края уполномоченным представителем избирательного объединения 5 июля 2018 года. В ту же дату избирательная комиссия Забайкальского края заверила список кандидатов.
Изложенное свидетельствует о том, что заявление кандидата Илюхиной С.И. о согласии баллотироваться представлено в избирательную комиссию в установленном законом порядке, а, следовательно, в силу пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный кандидат считается выдвинутым, а избирательная комиссия - уведомленной о выдвижении кандидата с момента представления им документов, указанных в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, то есть с 6 июля 2018 года.
В связи с изложенным, вне зависимости от проставления в заявлении о согласии баллотироваться даты внесения подписи кандидатом, избирательная комиссия в установленном порядке уведомлена о его выдвижении, несоблюдение же требований к оформлению данного документа не могло послужить основанием для отказа в регистрации кандидата, так как такие требования не установлены законом.
Выводы суда о несоблюдении кандидатом Илюхиной С.И. требований о представлении в избирательную комиссию банковской справки, подтверждающей остаток средств на специальном избирательном счёте, не могли служить основанием для удовлетворения административного иска.
Указанные дополнительные основания для отмены оспариваемого постановления были заявлены представителем административного истца устно в судебном заседании 31 июля 2018 года, то есть за пределами пресекательного десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Забайкальского края предусмотрена обязанность кандидата одновременно с документами для регистрации представить в избирательную комиссию первый финансовый отчёт. Требований о предоставлении кандидатом банковской справки об остатке денежных средств на день подачи первого финансового отчета закон субъекта Российской Федерации не содержит.
Поскольку основанием отказа в регистрации кандидата может служить лишь отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом, несоблюдение кандидатом требований о предоставлении банковской справки, установленных Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года N 141/1033-2, повлечь отказ в регистрации не могло.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года (пункт 2.3), однако, без какого-либо обоснования оставлена судом без внимания.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 31 июля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Щебенькова А.В. о признании незаконным и отмене постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 17 июля 2018 года N 41/181ж "О регистрации кандидата в депутаты Забайкальского края третьего созыва С.И. Илюхиной, выдвинутого избирательным объединением Забайкальское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 72-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был