Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 63-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е.и Назаровой А.М.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа и апелляционному представлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный Банникова Е.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Смирнова Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Банникова Е.В. и политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" Брижанина В.В., а также заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 5 июня 2018 года N 112-сд на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа от 1 августа 2018 года N 65/232-4 Банников Е.В., выдвинутый политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный.
Территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа Ненецкого автономного округа обратилась в суд с административным исковым заявлением первоначально - об отмене указанного постановления избирательной комиссии, а изменив предмет иска - об отмене регистрации кандидата Банникова Е.В. на основании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ссылаясь в обоснование своих требований на нарушения при выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам (решение о выдвижении принято неуполномоченным органом, при отсутствии кворума), а также на нарушения при изготовлении подписных листов, влекущие признание всех представленных кандидатом подписей избирателей недействительными.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней территориальная избирательная комиссия Заполярного района Ненецкого автономного округа просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Заместителем прокурора Ненецкого автономного округа принесено апелляционное представление.
Против удовлетворения апелляционной жалобы Банниковым Е.В. представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, доводы апелляционного представления и доводы возражений против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Статьей 35 Закона Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2012 года N 112-оз "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" предусмотрено право избирательного объединения выдвинуть список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (часть 2).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
В силу пункта 1.2 статьи 37 названного федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона).
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным избирательным округам предусмотрены пунктами 5-16 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", приложением N 5 к нему, статьей 41 закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа".
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б"), недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом в случае выявления вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 данного федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года N 58/261-7 заверен список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва, выдвинутых политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по одномандатным избирательным округам, в который в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 7 Южный включен Банников Е.В.
10 июля 2018 года Банников Е.В. уведомил территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный и представил необходимые документы.
В соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 37, пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 2 статьи 40 Закона Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа" постановлением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 17 мая 2018 года N 44/157-7 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва", исходя из количества зарегистрированных избирателей в одномандатном избирательном округе N 7 (4921 избиратель), установлено необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный, - 148 подписей, при этом количество представленных подписей не должно превышать 163 подписи.
23 июля 2018 года в 18 часов 18 минут Банниковым Е.В. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный в территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа, наряду с иными документами, представлено 95 подписных листов со 163 подписями избирателей (одна или две подписи на каждом подписном листе), прошитых и пронумерованных в одном томе.
Территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа на основании заключения рабочей группы о результатах проверки документов и сведений для регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва Банникова Е.В. от 31 июля 2018 года признала недействительными 3 подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах N 5 (подпись 2), N 29 (подпись 2), N 58 (подпись 1), представленных Банниковым Е.В., по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По результатам проведенной территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа проверки достоверными были признаны 160 подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных Банниковым Е.В., что является достаточным для регистрации Банникова Е.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный.
Установив вышеизложенные обстоятельства на основании итогового протокола по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Банникова Е.В. от 30 июля 2018 года, ведомости проверки подписных листов от 30 июля 2018 года, заключения рабочей группы от 31 июля 2018 года, иных представленных Банниковым Е.В. документов, а также отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа о выборах оснований для отказа в регистрации кандидата, территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа постановлением от 1 августа 2018 года N 65/232-4 зарегистрировала Банникова Е.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Южный.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что изложенные в решении территориальной избирательной комиссии выводы об отсутствии оснований для отказа в регистрации Банникова Е.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа соответствуют установленным обстоятельствам по административному делу и основаны на законодательстве Российской Федерации и Ненецкого автономного округа о выборах.
Как было сказано, 23 июля 2018 года кандидат в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа по одномандатному избирательному округу N 7 Южный Банников Е.В. представил в территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа 95 подписных листов со 163 подписями избирателей, собранными в период с 16 по 21 июля 2018 года.
Одновременно им был представлен первый финансовый отчет кандидата, счет ООО "Новация" N 23 от 11 июля 2018 года, платежное поручение N ... от 11 июля 2018 года, выписка из специального избирательного счета за период с 1 июня 2018 года по 21 июля 2018 года, согласно которым в соответствии с договором от 23 июля 2018 года ООО "Новация" изготовило и передало кандидату Банникову Е.В. 163 подписных листа, оплата которых произведена 11 июля 2018 года.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что из данных документов, а также документов, представленных в суд первой инстанции - копии договора на оказание рекламных услуг N 23 от 11 июля 2018 года, акта N 1/23 от 11 июля 2018 года, в достаточной степени следует, что подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата Банникова Е.В. изготовлены ООО "Новация", оплачены за счет средств специального избирательного счета кандидата, подписи собраны после оплаты подписных листов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно счел несостоятельными доводы территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа о том, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, являются недействительными, поскольку, по мнению избирательной комиссии, данные подписи собраны с нарушением требований, предусмотренных статьей 37 и пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В обоснование своих доводов о несоблюдении Банниковым Е.В. порядка изготовления подписных листов представитель административного истца и представитель заинтересованного лица ссылались на полученные в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа по запросу Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, объяснения генерального директора ООО "Новация", которая сообщила, что, насколько ей известно, подписные листы были изготовлены и переданы Банникову Е.В. не ранее 16 июля 2018 года.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции правомерно посчитал указанные объяснения носящими предположительный характер и опровергающимися представленными суду письменными доказательствами: заключенным между Банниковым Е.В. и генеральным директором ООО "Новация" договором на оказание рекламных услуг N 23 от 11 июля 2018 года, актом N 1/23 от 11 июля 2018 года, счетом ООО "Новация" N 23 от 11 июля 2018 года, платежным поручением N ... от 11 июля 2018 года.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что факт изготовления подписных листов для кандидата Банникова Е.В. именно ООО "Новация" руководителем организации не отрицается, доводы представителей административного истца и заинтересованного лица о невозможности доставления подписных листов после их изготовления и до 16 июля 2018 года из города Челябинска в город Нарьян-Мар ничем не подтверждены.
Также суд первой инстанции правильно не согласился с тем, что указание в подписных листах, в графе "наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации", более подробной информации относительно Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (указан порядковый номера созыва) свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и влечет признание подписей недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов - 9 сентября 2018 года), не искажает смыслового содержания содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно указал на то, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, как основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и, соответственно, ко вновь открывшимся обстоятельствам, влекущим отмену регистрации кандидата по правилам пункта 7 статьи 76 данного федерального закона, не относится, а с выводами суда первой инстанции о несостоятельности доводов административного истца о несоблюдении политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" порядка выдвижения кандидата Банникова Е.В. по одномандатному избирательному округу N 7 Южный Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно пунктам 1 и 3.1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти осуществляется на съезде политической партии.
В случае отсутствия регионального отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 этого же федерального закона решения по указанному вопросу принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Как следует из Устава политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу", постоянно действующим руководящим органом партии является высший совет, к полномочиям которого относится выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае отсутствия регионального или местного отделения партии.
Решением II внеочередного съезда политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" от 23 декабря 2017 года в состав высшего совета избраны 7 человек - Полищук С.П., Маркин Д.В., Юдин Е.А., Вепрева Д.А., Брижанин В.В., Франц А.С., Дымченко Е.Ю.
7 июля 2018 года высшим советом партии в составе Полищука С.П., Маркина Д.В., Вепревой Д.А., Брижанина В.В., то есть с соблюдением установленного пунктом 6 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" кворума, принято решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе кандидата Банникова Е.В. по одномандатному избирательному округу N 7 Южный.
При таких обстоятельствах доводы административного истца и заинтересованного лица о том, что Вепрева Д.А. не является членом политической партии "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" и поэтому не могла принимать участие в заседании высшего совета партии, суд первой инстанции обоснованно счел опровергающимися представленными суду документами - решением II внеочередного съезда политической партии, справкой избирательного объединения.
Отсутствие сведений о принадлежности Вепревой Д.А. к политической партии в списке кандидатов, выдвинутых политической партией "Партия социальных реформ - Прибыль от природных ресурсов - Народу" по единому избирательному округу, суд первой инстанции правомерно посчитал не имеющим правового значения для настоящего административного дела, поскольку пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено предоставление в избирательную комиссию такого документа (списка членов политической партии, включенных в список кандидатов в депутаты) в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов списком по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Также являются правильными суждения суда первой инстанции о том, что отсутствие указанных сведений в документах, представленных Вепревой Д.А. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2, не противоречит пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому кандидат вправе, но не обязан, указать в заявлении о согласии баллотироваться (соответственно, и в других документах) свою принадлежность к политической партии, в том числе при выдвижении в качестве кандидата в депутаты избирательным объединением - политической партией.
Иных оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Банникова Е.В. административным истцом в административном исковом заявлении и в судебном заседании не приведено.
Поскольку каких-либо существенных нарушений законодательства Российской Федерации и Ненецкого автономного округа о выборах при выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа по одномандатному избирательному округу N 7 Южный Банникова Е.В., а также вновь открывшихся обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", для отмены регистрации кандидата в депутаты Банникова Е.В. судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела не установлено, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Таким образом, обжалуемое решение суда Ненецкого автономного округа является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца и прокурора в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа и апелляционное представление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Назарова А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 63-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был