Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А.и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановлений Избирательной комиссии Республики Хакасия об исключении кандидатов из выдвинутого им республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва и об отказе в регистрации этого списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя регионального отделения в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" Егорова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 8 августа 2018 года N 73/519-7 из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого, выдвинутого региональным отделением в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", исключены 32 кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 8 августа 2018 года N 73/520-7 в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого, выдвинутого региональным отделением в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", отказано.
Не согласившись с указанными постановлениями избирательной комиссии, региональное отделение в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об отмене постановления избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка в части незаконного исключения данным постановлением из списка всех кандидатов, кроме Майнашевой З.С., а также об отмене постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов полностью.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на неисполнение избирательной комиссии своей обязанности известить избирательное объединение о выявленных недостатках в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отсутствие, в связи с чем, у избирательной комиссии оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов. По мнению заявителя, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей является недействительным, составленным с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе региональное отделение в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, утверждена подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Пунктом 3 этого же указа Президента Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества и обязательств имущественного характера.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела, разделы 4 справок о принадлежащем 31 кандидату, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, именуемые "обязательства имущественного характера", требованиям пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 не отвечают, поскольку в соответствующих графах данных справок не проставлена запись об отсутствии обязательств имущественного характера.
В этой связи, руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что 31 кандидатом вместе с заявлениями о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидатов, а также сведения о таких обязательствах их супругов и несовершеннолетних детей в избирательную комиссию представлены не были.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что из оспариваемого постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов усматривается, что в регистрации списка кандидатом избирательной комиссией отказано и по иному основанию.
Так, согласно подпункту "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Из материалов административного дела видно, что по результатам проверки 402 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения региональным отделением в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого, отобранных для проверки посредством случайной выборки, 216 подписей избирателей было признано недействительными по различным основаниями, большинство из которых - на основании заверения подписных листов осуществлявшими сбор подписей лицами, не внесенными в нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей.
Доводы административного истца о том, что Законом Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не относится к избирательным документам, представляемым для регистрации списков кандидатов, основаны на неверном истолковании данного закона.
Так, порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов и оформления подписных листов регламентирован положениями статьи 36 названного закона Республики Хакасия, в соответствии с абзацем первым части 13 которой избирательное объединение обязано составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в избирательную комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия.
Таким образом, поскольку количество признанных недействительными подписей составляет 53,7 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки, у Избирательной комиссии Республики Хакасия имелись законные основания для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого, выдвинутого региональным отделением в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", в связи с чем, основания для отмены соответствующего оспариваемого постановления избирательной комиссии отсутствовали.
Кроме этого, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации учитывает, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, нотариально удостоверенные сведения о Торокове А.А. и Тороковой Т.В., осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих сборщиков, необходимые для регистрации списка кандидатов, не были сданы в избирательную комиссию в установленный законом срок, а представление указанных сведений после истечения данного срока законом не предусмотрено. Так, согласно абзацу первому части 2 статьи 37 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, соответственно кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов, представляет соответственно в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Республики Хакасия избирательные документы не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 17 часов по местному времени.
Пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Из материалов административного дела видно, что документы для регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва уполномоченным представителем регионального отделения в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" в Избирательную комиссию Республики Хакасия представлены 30 июля 2018 года в 16 часов 58 минут, то есть только за 2 минуты до окончания срока, установленного частью 2 статьи 37 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия". При этом административным истцом не учтено, что после истечения указанного срока документы для регистрации списка кандидатов представлены быть не могут.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемое решение Верховного Суда Республики Хакасия об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы ссылок на допущенные судом нарушения норм материального права не содержат, равно как данные доводы не содержат ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, которые могли бы служить поводом для отмены состоявшегося решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения в Республике Хакасия политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-25
Текст определения официально опубликован не был