Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 5-АПГ18-55
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финтека" о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 10204, 10193 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Финтека" на решение Московского городского суда от 19 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Финтека".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ООО "Финтека" Еремина Б.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление Правительства Москвы N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 29 ноября 2016 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, том 24, 30 декабря 2016 года.
По состоянию на 1 января 2017 года в указанный Перечень включены: в пункт 10204 здание с кадастровым номером 77:03:0006008:1037, площадью 714,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д. 9, строение 10; в пункт 10193 здание с кадастровым номером 77:03:0006008:1020, площадью 847,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, дом 9, строение 11.
Общество с ограниченной ответственностью "Финтека" (далее - общество), являясь с 15 мая 2017 года собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0006008:1037,77:03:0006008:1020, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 10204, 10193 Перечня на 2017 год, полагая, что здания не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий, объекты размещения складских предприятий", что не позволяет их отнести к зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам или объектам общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведённым законоположениям и нарушают права общества, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 19 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом при вынесении решения не было учтено, что земельный участок, на котором находятся спорные здания, до формирования Перечня был преобразован путем раздела. При этом решение о разделе земельного участка было принято в установленном законом порядке уполномоченным на то органом. Вновь образованному земельному участку, расположенному в границах территориальной зоны "производственная деятельность, обеспечение научной деятельности", был установлен вид разрешенного использования "для размещения складских предприятий".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1 указанной статьи Закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что общество является собственником нежилых зданий: с кадастровым номером 77:03:0006008:1037, общей площадью 714,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д. 9, строение 10; с кадастровым номером 77:03:0006008:1020, общей площадью 847,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д. 9, строение 11.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим пунктов 10204, 10193 Перечня на 2017 год, суд первой инстанции исходил из того, что нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006008:5, имеющим виды разрешенного использования: "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий" (1.2.9); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения офисных помещений деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5), что полностью согласуется с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако указанный вывод суда сделан без учета фактических обстоятельств по данному делу, свидетельствующих о расположении зданий на земельном участке, образованном в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:5.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2012 года Департаментом земельных ресурсов города Москвы было принято Распоряжение N 2260 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:03:0008008:5 с сохранением в измененных границах", которым была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории согласно приложению N 1 к указанному Распоряжению, образованных путем раздела земельного участка на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0008008:5 в измененных границах. При этом адресный ориентир для вновь образованного в результате раздела земельного участка был установлен следующим образом: ЗУ1 - г. Москва, ул. Плеханова, вл. 9, стр. 10, 11. Вновь образованному земельному участку определен вид разрешенного использования: объекты размещения складских предприятий (1.2.9).
В процессе выполнения работ по исполнению данного Распоряжения землепользователем была обнаружена опечатка в части написания кадастрового номера земельного участка, а именно вместо указанного в нем несуществующего кадастрового номера 77:03:0008008:5 уполномоченным органом должен был быть указан номер 77:03:0006008:5, что явилось препятствием к надлежащему исполнению данного Распоряжения и к своевременной постановке вновь образованного земельного участка на кадастровый учет.
Данное Распоряжение было отменено по заявлению собственника нежилых зданий, расположенных на земельном участке, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 декабря 2016 года N 39522, которым повторно была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории согласно приложению, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:5 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006008:5 в измененных границах. Установлен адрес вновь образованного в результате раздела земельного участка: ЗУ1, площадью 1600 кв.м - г. Москва, ул. Плеханова, влд. 9, стр. 10, 11, с видом его разрешенного использования - склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого в указанной части Перечня имелось вышеназванное Распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы, изменяющего вид разрешенного использования земельного участка, законность которого никем оспорена не была и которое не было исполнено по независящим от административного истца причинам.
Кроме того, судом было установлено, что в отношении принадлежащих административному истцу зданий Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 30 августа 2017 года были проведены мероприятия по установлению вида фактического использования нежилых зданий, подтвердившие, что данные здания используются под склады, не связанные с торговлей.
При таких обстоятельствах при отсутствии каких-либо иных доказательств суд не имел достаточных оснований для вывода о правомерности включения зданий с кадастровыми номерами 77:03:0006008:1037, 77:03:0006008:1020 в оспариваемые пункты Перечня по указанному выше критерию.
Также при рассмотрении данного дела суд вправе был учесть постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, которым утверждены Правила землепользования и застройки в городе Москве, согласно которым вновь образованный земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен вид разрешенного использования производственная деятельность (6.0) и обеспечение научной деятельности (3.9).
Ссылка Правительства Москвы на то, что на кадастровый учет вновь образованный земельный участок был поставлен только в августе 2017 года с присвоением ему кадастрового номера 77:03:006008:3466, не может свидетельствовать о правомерности включения нежилых зданий в Перечень в ноябре 2016 года, поскольку несвоевременная постановка вновь образованного земельного участка на кадастровый учет не была вызвана неправомерными действиями со стороны землепользователя, не являющегося собственником земельного участка.
Таким образом, поскольку на дату внесения объектов недвижимости в оспариваемый Перечень действовало Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 28 мая 2012 года N 2660, предусматривающее для вновь образованного земельного участка, на котором располагаются нежилые здания, вид разрешенного использования "объекты размещения складских предприятий", оно должно было быть учтено при формировании Перечня, так как длительное неисполнение указанного Распоряжения, вызванное наличием в нем технической ошибки, не должно приводить к нарушению прав административного истца на уплату законно установленного и справедливого налога на имущество организаций.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая, что каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент включения зданий в оспариваемые пункты Перечня они были предназначены для использования или фактически использовались в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что принадлежащие административному истцу здания правомерно включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, являются неправильными, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), и признание отдельных его положений не действующими с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным признать не действующими с 1 января 2017 года пункты 10204, 10193 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 19 февраля 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Финтека".
Признать не действующими с 1 января 2017 года пункты 10204, 10193 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 5-АПГ18-55
Текст определения официально опубликован не был