Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу РОО ОО "Стопкартель" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку твердого комбинированного противогололедного реагента на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) (КР2тв.) для обработки тротуаров города Москвы на зимний период 2018 - 2019 годов (номер извещения - 0173200001418001012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участником в составе заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
2. В документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки поставки.
3. Документация об Аукционе составлена таким образом, что позволяет подать заявку только одному участнику, а именно ООО "Минералопт".
4. В один объект закупки неправомерно объединена поставка противогололедного реагента на базы хранения, расположенные во всех административных округах города Москвы.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 573 717 389,75 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.09.2018;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций)на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, разрешающее применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, если химический состав предлагаемого к поставке противогололедного реагента, физико-химические свойства и иные его характеристики соответствуют утвержденной Технологии зимней уборки, но техническая документация такого реагента не проходила государственную экологическую экспертизу федерального уровня в составе заключения государственной экологической экспертизы на действующую Технологию зимней уборки".
Согласно статье 10 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Законом об экологической экспертизе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Согласно пункту 5.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 09.11.99 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и утверждаемой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Технологией зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов, получившей в установленном порядке положительное заключение федеральной государственной экологической экспертизы, определяющей технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
Пунктом 2.1.30 порядка допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 242-ПП, установлено, что при закупке противогололедных реагентов в качестве одного из обязательных требований указывается представление участником закупки при подаче заявки на участие в закупке действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требование в отношении предоставлении участником закупки в составе заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент установлено в документации об Аукционе в соответствии с законодательством Российской Федерации и обусловлено требованиями безопасности к поставляемым противогололедным реагентам.
Вместе с тем, учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки поставки, в связи с тем, что поставка первой партии товара, согласно документации об Аукционе, осуществляется с 01.10.2018
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
Частью 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протоколов.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Приложение N 4 "График поставки противогололедных материалов для использования на объектах улично-дорожной сети, дворовых территориях, межквартальных проездах и иных территориях" к государственному контракту документации об Аукционе предусматривает, что срок поставки реагента включает в себя период с 01.10.2018 года по 31.03.2019 года, что исключает возложение на исполнителя обязанности поставить товар до заключения контракта и не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 12.1 проекта контракта документации об Аукционе содержится положение, согласно которому: "Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 01.09.2019 года включительно".
При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств подтверждающих, что содержащиеся в документации об Аукционе условия о сроках поставки являются неисполнимыми, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, документация об Аукционе составлена таким образом, что позволяет подать заявку только одному участнику, а именно ООО "Минералопт".
Как следует из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа, помимо ООО "Минералопт", заявки на участие в аналогичных закупках, осуществляемых Заказчиком, Уполномоченным органом, поступают и от иных участников закупок.
При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что рынок противоледных реагентов является в целом конкурентным, при этом документация об Аукционе не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок и не содержит условий, ограничивающих количество участников закупки.
Вместе с тем, учитывая, что из сведений, представленных в жалобе Заявителя, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что требования документации об Аукционе позволяют подать заявку на участие в Аукционе единственному участнику, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединена поставка противогололедного реагента на базы хранения, расположенные во всех административных округах города Москвы.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что поставка противоледного реагента, согласно документации об Аукционе, производится на базы хранения, расположенные на территории города Москвы, которые, в свою очередь, связаны между собой, в том числе по функциональному признаку, а также, что формирование вышеуказанного лота основано на принципах эффективности осуществления закупок и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, как пояснили представители Заказчика, Уполномоченного органа, положениями документации об Аукционе и проекта контракта документации об Аукционе предусмотрена возможность привлечения исполнителем субподрядных организаций для оказания услуг по контракту.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель не явился на заседание Комиссии и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу РОО ОО "Стопкартель" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.