Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Вятская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству учебно-лабораторных корпусов факультета механизации по адресу г. Киров, п. Чистые пруды, ул. Советская, д.25 (номер извещения 0340100008018000021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не указан идентификационный код закупки;
2. Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены условия об антидемпинговых мерах;
3. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
4. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не установлено в Извещении о проведении Аукциона требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 97 700 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.08.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.08.2018.
1. Согласно доводу Заявителя Уполномоченным органом, Заказчиком Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не указан идентификационный код закупки.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта не указан идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены условия об антидемпинговых мерах.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 13.3 документации об Аукционе установлено, в том числе, что в случае снижения начальной (максимальной) цены в результате аукциона на 25% и ниже Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта или информацию, подтверждающую добросовестность.
В ходе рассмотрения довода жалобы, Комиссия приходит к выводу о наличии в документации об Аукционе и проекте государственного контракта документации об Аукционе противоречивых сведений, а именно, в пункте 41 информационной карты документации об Аукционе указано, что размер обеспечения исполнения контракта в случае представления по результатам проведения электронного аукциона победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта: 45% от начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе (в ред. от 03.08.2018) в контракт включаются обязательные условия, в том числе, об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе и проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит информацию в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате Уполномоченным органом, Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не установлено в Извещении о проведении Аукциона требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участнику Аукциона, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Извещением Уполномоченным органом, Заказчиком установлено требование к участнику Аукциона, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
5. Решением комиссии ФАС России от 30.08.2018 по делу N 18/44/105/1121 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации положения о возможности предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства N 99;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащих требованиях к сроку действия выписки, выданной саморегулируемой организацией, а также в требования к предоставлению в составе второй части заявки участника закупки одновременно двух выписок, выданных саморегулируемой организацией;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии даты начала предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении надлежащим образом в документации об Аукционе условия о том, что объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту должны составлять не менее 25% цены государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части не указания идентификационного кода закупки в проекте государственного контракта документации об Аукционе, установления ненадлежащим образом условия об антидемпинговых мерах, не установления положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате Уполномоченным органом, Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 2 статьи 31, пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2, 8, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.08.2018 N 18/44/105/1121, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 30.08.2018 N 18/44/105/1121 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2018 г. N 18/44/105/1122 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был