Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПМП "ПРОТОН" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Онкологический центр Калининградской области" (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ГБУЗ "Онкологический центр Калининградской области" (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область. Гурьевский район, п. Родники) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000518001618) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены технические характеристики поставляемого медицинского оборудования.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 266 441 310 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 01.08.2016;
8) во время проведения Аукциона приложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, снижение составило - 10,5%.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены технические характеристики поставляемого медицинского оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Предметом закупки является выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область", в том числе поставка медицинского оборудования.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что на сайте ЕИС в полном объеме размещена проектно-сметная документация, получившая положительное заключение от 21.12.2017 N 1384-17/ГГЭ-10084/05 ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПРЕТИЗА".
В соответствии с пунктом 21 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, а именно: "Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию:
согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)".
В техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область. Гурьевский район, п. Родники) и вводу Объекта в эксплуатацию совместно с Заказчиком, Координирующим органом/Техническим заказчиком в соответствии с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, прошедшими проверку в установленном порядке в ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ", имеющими положительное заключение государственной экспертизы от 21.12.2017 года N 1384-17/ГГЭ-10084/05 (N в Реестре 00-1-1-3-3620-17) и положительное заключение от 21.03.2018 года N 00008-18/ГГЭ-10084/07-01 (N в Реестре 00-1-0465-18), положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита II этапа инвестиционного проекта от 28.03.2018 года N 6-ТЦА/МГЭ/73-8/18-(0)-0, выданное ГАУ города Москвы "Московская государственная экспертиза", рабочей документацией".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что объем и состав работ по строительству вышеуказанного объекта, в том числе технические требования к медицинскому оборудованию установлены в проектно-сметной документации, а также первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, проектно-сметной документацией.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены технические характеристики поставляемого медицинского оборудования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2013. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" установлены требования в отношении лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено оказание услуг, связанных с производством и техническим обслуживанием (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Также, согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закону о лицензировании установлено оказание услуг, связанных с деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены, в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке:
"копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", которая включает в себя следующие работы (услуги): сооружение радиационных источников;
копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)", которая включает в себя следующие работы (услуги): размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 года N 469 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", которая включает в себя следующие работы (услуги): монтаж и наладка медицинской техники;
или
копия действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"".
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является строительство областного онкологического центра в Калининградской области.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, проектно-сметной документации в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение следующих видов работ: строительство платных отделений, радиологических отделений, технических объектов, приемочных отделений, а также возведение наружных стен, внутренние перегородки, кирпичная кладка перегородок, устройство кровли, устройство канализации, вентиляции и другие.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе излишние требования составу заявки на участие в закупке, а именно копии действующих лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии; на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих); на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию или на техническое обслуживание медицинской техники, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПМП "ПРОТОН" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 27.08.2018 N 18/44/105/1097, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 27.08.2018 N 18/44/105/1097 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2018 г. N 18/44/105/1108 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был