Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" на действия МКУ "Управление капитального строительства администрации города Симферополя Республики Крым" (далее - Заказчик), Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Строительство и реконструкция канализационного коллектора, город Симферополь, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000418000474) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса, тем самым Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен принцип эффективности проведения закупок, а также Заказчиком, Уполномоченным органом осуществлено нецелевое и необоснованное расходование бюджетных средств;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены неисполнимые сроки в части выполнения строительных работ в отношении объекта закупки;
3. В составе размещенной Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) документации отсутствует предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 563) решение об обосновании подготовки и реализации инвестиций;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона;
5. Задание на проектирование, размещенное Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не соответствует требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.03.2018 N 125/ПР "Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке" (далее - Приказ Минстроя N 125/ПР);
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 3.1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 123 428 842,02 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.09.2018;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса, тем самым Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен принцип эффективности проведения закупок, а также Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса, тем самым Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен принцип эффективности проведения закупок, а также что Заказчиком, Уполномоченным органом осуществлено нецелевое и необоснованное расходование бюджетных средств.
Частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки. Указанными требованиями предусмотрено, что жалоба, в том числе должна содержать указание на закупку.
Таким образом, участник закупки вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки с указанием только на одну закупку.
Вместе с тем, довод жалобы Заявителя содержит указания на закупки N 0175200000418000474 и N 01752000023180000, в рамках проведения которой нарушены права и законные интересы Заявителя, в связи с чем, довод Заявителя о неправомерном размещении Заказчиком, Уполномоченным органом извещения о проведении Конкурса не подлежит рассмотрению Комиссией на основании части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом осуществлено нецелевое и необоснованное расходование бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Конкурс проводится в соответствии с утвержденным планом-графиком.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены неисполнимые сроки в части выполнения строительных работ в отношении объекта закупки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 3.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что срок выполнения работ в рамках исполнения контракта - "с даты заключения государственного контракта по 25.12.2020 года".
В соответствии с пунктом N 2.19 положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" о проведении технологического и ценового аудита инвестиционного проекта от 20.04.2017 N 410-17/ГГЭ-11175/07 срок строительства канализационного коллектора составляет 26, 4 месяца, что, как пояснил представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии, включает работы по строительству, реконструкции и вводу объекта строительства в эксплуатацию.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, закупка осуществляется в соответствии с реализацией федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, в которой установлен срок в отношении строительства и ввода в эксплуатацию, в том числе, объекта закупки.
На основании изложенного и учитывая, что представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в составе размещенной Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС документации отсутствует предусмотренное Постановлением Правительства N 563 решение об обосновании подготовки и реализации инвестиций.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановлением Правительства N 563 установлен порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Пунктом 2 правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства N 563, установлено, что контракт заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии заключения по результатам проведенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, а также решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства N 563 установлено, что подготовка обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в целях заключения контракта не требуется в случае, если в отношении инвестиционного проекта проведен публичный технологический и ценовой аудит крупного инвестиционного проекта с государственным участием в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Постановление Правительства N 382).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в отношении объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с Постановлением Правительства N 382 получено положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестиционного проекта от 07.03.2017 N 209-17/ГГЭ-11075/07, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое, в свою очередь размещено Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлено, что, в случае выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн рублей, заказчик вправе осуществлять определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены условия отнесения объектов к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, при этом частью 2 вышеуказанной статьи установлено, что объект является уникальным в случае, если заглубление подземной части объекта (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли составляет более 15 метров.
Пунктами NN 8 и 9 технического задания, размещенного Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС в составе документации, установлено, что объект относится к особо опасным, а также, что глубина заложения объекта закупки составляет 18 метров.
Кроме того, в томе N 7 "Обследования" документации, размещенной Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС, содержатся данные в отношении глубины залегания стволов объекта закупки, а именно: "Улица Ленина - улица Пролетарская - 17,28 метров; улица Ушинского - проспект Кирова - 17,35 метров; улица Либкнехта - улица Желябова - 17,96 метров".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что, в связи с тем, что объект закупки относится к уникальным объектам в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства N 99, Заказчиком, Уполномоченным органом выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, что, по мнению Уполномоченного органа, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, задание на проектирование, размещенное Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не соответствует требованиям Приказа Минстроя N 125/ПР.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что задание на проектирование соответствует форме, утвержденной приложением N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2004 N 49/ПР "Об утверждении формы заключения о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов и формы сводного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов", действовавшему на момент выдачи указанного заключения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ следует читать как "17.02.2014"
Кроме того, представитель Уполномоченного органа пояснил, что все исходные данные, необходимые для выполнения работ по контракту в соответствии с положительным сводным заключением о проведении публичного технологического аудита инвестиционного проекта от 07.03.2017 N 209-17/ГГЭ-11075/07, выданным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, размещены Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Показателю N 3.1 Критерия N 3.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель
"Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В Конкурсной документации установлен следующий Порядок оценки:
1. Цена контракта - значимость критерия: 80%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 10%;
3. Критерий N 3 - значимость критерия: 10%.
В Конкурсной документации по Показателю N 3.1 Критерия N 3 установлен следующий Порядок оценки:
"Под сопоставимым характером понимается выполнение участником работ по строительству в качестве подрядчика введенных в эксплуатацию объектов метрополитена и/или подземных коллекторов и/или иных объектов инженерной инфраструктуры, выполненных закрытым способом, с использованием тоннеле-проходческих механизированных комплексов за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Под сопоставимым объемом понимается стоимость выполненных участником работ по контрактам (договорам), каждый из которых, заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)). Под успешным выполнением работ понимается отсутствие у участника закупки со стороны Заказчиков штрафных санкций, а также отсутствие у участника фактов претензионной работы со стороны Заказчиков и третьих лиц при исполнении ранее заключенных контрактов (договоров).
Сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:
- контракты (договоры) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, или акты приемки по форме иных субъектов Российской Федерации (промежуточные акты по форме КС-2 не считаются такими актами), итоговая справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по данным контрактам (договорам).
Сведения предоставляются в соответствии с приложением N 3 к рекомендуемой форме заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику конкурса с ограниченным участием, который не имеет опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, а также участнику, который не предоставит подтверждающие документы.
Участнику конкурса с ограниченным участием, сделавшему лучшее предложение по данному показателю, а именно, представившему наибольшее, документально подтвержденное, значение суммарной стоимости выполненных участником работ по строительству в качестве подрядчика введенных в эксплуатацию объектов метрополитена и/или подземных коллекторов и/или иных объектов инженерной инфраструктуры, выполненных закрытым способом, с использованием тоннеле-проходческих механизированных комплексов за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (при расчете учитывается стоимость выполненных работ) по контрактам (договорам) каждый из которых, заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка, присваивается максимальное количество баллов по показателю - 100 баллов".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что установленный в Конкурсной документации Порядок оценки по Показателю N 3.1 Критерия N 3 направлен на выявление лучших условий исполнения контракта и обусловлен потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, а также что наличие или отсутствие опыта, требуемого по Показателю N 3.1 Критерия N 3 не является условием допуска к участию в Конкурсе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
8. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 2 раздела II Конкурсной документации установлено, что для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с пунктом 1.1 раздела II.II Конкурсной документации и законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляются выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного Конкурсной документацией, в эксплуатацию, участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен является членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями Грк РФ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования Конкурсной документации не соответствуют части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, установлены в нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что 27.08.2018 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в Конкурсную документацию, которая в свою очередь, размещена в ЕИС в действующей редакции, в соответствии с которыми установлено требование о том, что участник закупки должен быть действующим членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) и иметь действующую выписку из реестра членов СРО, что, по мнению Комиссии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" необоснованной.
2. Довод Заявителя в отношении неправомерного размещения Заказчиком, Уполномоченным органом извещения о проведении Конкурса не рассматривать в соответствии с частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
3. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Заявителя в отношении нецелевого и необоснованного расходования бюджетных средств Заказчиком, Уполномоченным органом.
4. Передать жалобу Заявителя для рассмотрения довода в отношении нецелевого и необоснованного расходования Заказчиком, Уполномоченным органом бюджетных средств в Федеральное казначейство.
5. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
6. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом устранено, предписание не выдавать.
7. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1096 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2018 г. N 18/44/105/1095 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был