Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2018 г. N 03-01-11/35513
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу отмены налогов в отношении предприятий, занимающихся утилизацией и переработкой мусора и отходов жизнедеятельности общества, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Одновременно сообщаем, что действующая редакция главы 25 "Налог на прибыль организаций НК РФ уже предусматривает нормы, позволяющие налогоплательщикам при осуществлении капитальных вложений применять льготы и преференции по налогу на прибыль организаций.
Так с 1 января 2018 года статьей 286.1 НК РФ введены положения об инвестиционном налоговом вычете, согласно которым налогоплательщикам предоставлено право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ также содержит налоговые преференции в части амортизационной политики.
Положениями указанной главы НК РФ предусмотрен механизм, дающий право организациям начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (нелинейный метод).
При его применении налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования.
Кроме этого механизм так называемой "амортизационной премии" позволяет налогоплательщикам единовременно относить на расходы текущего периода (до начала начисления амортизации) до 30% расходов на приобретение или создание основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам, а также в отношении расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств (в отношении остальных амортизационных групп - до 10%).
Также предусмотрены положения, дающие право организациям применять к норме амортизации повышающие коэффициенты, что позволяет производить списание стоимости основных средств в два-три раза быстрее.
Следует отметить, что в силу нормы статьи 284 НК РФ на региональном уровне законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены самостоятельными полномочиями по выработке мер налогового стимулирования по налогу на прибыль организаций. Согласно указанной статье НК РФ налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5 процентов (с 17 до 12,5 процентов в 2017-2020 годах).
Таким образом, глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в достаточной степени содержит механизмы налогового стимулирования для предприятий, в том числе занимающихся утилизацией и переработкой мусора и отходов жизнедеятельности общества.
В части налога на имущество организаций и земельного налога.
В соответствии со статьей 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а на основании статьи 15 НК РФ земельный налог является местным налогом.
Налог на имущество организаций и земельный налог являются источниками формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов и федеральный бюджет не зачисляются.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с освобождением от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога могут быть решены на региональном (местном) уровне.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.