Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисова Петра Константиновича о признании незаконным и отмене решения Даркылахской окружной избирательной комиссии N 7 от 31 июля 2018 года N 17 "Об отказе Борисову Петру Константиновичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу" и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу по апелляционной жалобе Борисова П.К., поданной его представителем Яковлевым А.А., на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Борисова П.К.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366-V "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Даркылахской окружной избирательной комиссии N 7 от 31 июля 2018 года N 17 Борисову П.К., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу N 7 в связи с предоставлением недостаточного количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, которое определено приложением N 2 к постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/2-6 "О количестве подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва" и составляет 585 подписей, исходя из численности избирателей в данном округе по состоянию на 1 января 2018 года - 19493 избирателя.
Борисов П.К. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения окружной избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты, ссылаясь на незаконность применения вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/2-6 о необходимом количестве подписей избирателей для регистрации кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу в связи с тем, что данное постановление не было официально опубликовано.
По мнению административного истца, при определении количества подписей, необходимого для регистрации, следовало руководствоваться схемой одномандатных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия), утвержденной 15 декабря 2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), согласно которой в Даркылахском одномандатном избирательном округе N 7 зарегистрировано 17703 избирателя, исходя из чего необходимое количество подписей избирателей для регистрации - 531, но не более 584.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска по указанным в части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Даркылахской окружной избирательной комиссией N 7, Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) представлены возражения.
Административный истец Борисов П.К., административный ответчик Даркылахская окружная избирательная комиссия N 7 о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Борисова П.К., поданной его представителем Яковлевым А.А., и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Аналогичная норма содержится в пункте 7.1 части 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 N 1007-III).
В силу пункта 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пункта 1.2 статьи 37 этого же Федерального закона, части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 N 1007-III на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается в апелляционной жалобе, кандидат Борисов П.К., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу N 7, помимо необходимых документов представил для его регистрации в окружную избирательную комиссию подписные листы в одном томе на 196 листах, содержащие 584 подписи избирателей, что меньше необходимого для регистрации кандидатом в депутаты количества подписей избирателей, составляющего 585 подписей и определенного постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/2-6, исходя из установленной по состоянию на 1 января 2018 года численности избирателей в указанном одномандатном избирательном округе в количестве 19493 избирателя. Указанные данные о численности избирателей определены в порядке пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вышеназванным постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года, которое было размещено на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованности решения Даркылахской окружной избирательной комиссии N 7 от 31 июля 2018 года N 17 об отказе в регистрации Борисова П.К. кандидатом в депутаты соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Вывод суда о наличии предусмотренного подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основания для отказа Борисову П.К. в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу N 7 является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты по Даркылахскому одномандатному избирательному округу N 7, должно рассчитываться исходя из численности избирателей в количестве 17703 избирателя, указанной в схеме одномандатных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия), которая утверждена 15 декабря 2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), - нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Согласно данной норме Федерального закона регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы". На 1 января 2018 года численность избирателей в указанном одномандатном избирательном округе составила 19493 избирателя, что в апелляционной жалобе не оспаривается, и данных о том, что постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года N 43/2-6 оспорено в установленном законом порядке и изменена численность указанного в нем количества избирателей, не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, - предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова Петра Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-16
Текст определения официально опубликован не был