Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 56-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кошеля Алексея Сергеевича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Уссурийска (с правами окружной избирательной комиссии) от 8 августа 2018 года N 107/775 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 6 Кошеля А.С." и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом по апелляционной жалобе административного истца на решение Приморского краевого суда от 14 августа 2018 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Избирательной комиссии Приморского края Бессоновой Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 8 июня 2018 года N 883, опубликованным 11 июня 2018 года в печатных изданиях "Приморская газета", спецвыпуск, N 68 (1562), и 13 июня 2018 года "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", N 58, дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 4 и по одномандатному избирательному округу N 6 назначены на 9 сентября 2018 года.
Решением Избирательной комиссии Приморского края от 25 мая 2018 года N 77/778 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 6 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Приморского края возложены на территориальную избирательную комиссию г. Уссурийска (далее - ТИК г. Уссурийска).
Решением ТИК г. Уссурийска от 8 августа 2018 года N 107/775 (далее - Решение ТИК) отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 6 Кошеля А.С. в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и пунктом 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года N 62-КЗ, принятого Законодательным Собранием Приморского края 25 июня 2003 года (далее - Избирательный кодекс Приморского края) (далее - Решение ТИК).
Считая приведённое решение незаконным, Кошель А.С. обратился в суд с административным иском о его отмене и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований на нарушение сроков принятия Решения ТИК, на незаконность проведения повторной проверки достоверности подписей избирателей и отсутствие в приложении к Решению ТИК итогового протокола.
По мнению административного истца, приведённые нарушения избирательного законодательства являются основанием для отмены Решения ТИК.
Решением Приморского краевого суда от 14 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кошель А.С. ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, ТИК г. Уссурийска и Избирательной комиссией Приморского края представлены возражения о необоснованности их доводов и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 241 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены Решения ТИК, обоснованно констатировав, что нарушений процедурного характера при его принятии не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с положениями статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, названного кодекса, а в случае представления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, проверяет соблюдение порядка сбора всех подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах (части 1 и 2). При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат (часть 3). Избирательная комиссия для проведения названной проверки может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников её аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлечённых специалистов, в том числе эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей могут служить заключения экспертов, которые излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы" (часть 5).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 июля 2018 года в ТИК г. Уссурийска Кошелем А.С. представлены документы для его регистрации, в том числе 2 558 подписей избирателей, собранные в поддержку его выдвижения, из которых 110 подписей признаны недостоверными, 10 - недействительными рабочей группой, созданной решением ТИК г. Уссурийска, не принявшей во внимание представленные уполномоченным органом полиции сведения о недостоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
Между тем в силу прямого указания в подпункте "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке.
В целях обеспечения гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении одним из направлений взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является проверка подписей избирателей, участников референдума, поставленных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума (пункты 1 и 3.1.8 соглашения о взаимодействии от 2 сентября 2016 года NN 08/14295-2016/1/8913, далее - Соглашение).
Протоколом N 1 в рамках Соглашения определено, что ЦИК России совместно с МВД России, а избирательные комиссии иного уровня совместно с соответствующими территориальными органами МВД России определяют порядок взаимодействия и информационного обмена в ходе подготовки и проведения выборов, избирательная комиссия направляет в соответствующий территориальный орган МВД России представление на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) по форме согласно приложению N 7 к поименованному протоколу.
Из материалов дела следует, что в связи с тем, что рабочая группа необоснованно отвергла официальную справку, избирательная комиссия, не согласившись с выводами рабочей группы, основываясь на результатах проведённой отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уссурийску проверки представленных ею сведений об избирателях и заключениях эксперта, признала 345 подписей - недействительными, 2 подписи - недостоверными, 5 подписей - недействительными и недостоверными, достоверными (действительными) - 2 206 подписей, сделав правильное заключение о недостаточном количестве подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Кошеля А.С. исходя из требований федерального и регионального законодательства, согласно которому для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 6 необходимо представить 2 326 подписей избирателей.
Суд первой инстанции, изучив в судебном заседании официальную справку в виде Таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Кошеля А.С., исследовав представленные документы, касающиеся процедуры принятия Решения ТИК, пришёл к правильному выводу о соответствии официальной справки установленным требованиям, соблюдении требований закона при принятии Решения ТИК, о наличии основания для отказа административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 9 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса Приморского края.
Позиция суда подробно и аргументировано изложена в решении, основана на правильном применении норм материального права и надлежащей правовой оценке представленных доказательств и доводов административного истца.
При этом суд первой инстанции верно указал, что создание рабочей группы направлено на оптимизацию проверки подписных листов с подписями избирателей, поскольку окончательное решение о признании подписи избирателя недействительной или недостоверной принимается исключительно избирательной комиссией, рассматривающей вопрос о регистрации кандидата в депутаты, а не осуществляющей повторную проверку подписных листов, которой, как это следует из содержания пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, признаётся проверка после принятия комиссией решения об отказе или регистрации кандидата в депутаты.
Судебная коллегия, проверяя законность признания избирательной комиссией 352 подписей недействительными и недостоверными путём сопоставления ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов, результатов проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, сведённые в таблицу и заключения специалиста экспертно-криминалистического отделения по проверке подписных листов, выполненные отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уссурийску, со сведениями в подписных листах, считает необходимым из числа недействительных подписей исключить подпись, находящуюся в папке N 1, лист 578, строка 2, поскольку в подписном листе сведения об избирателе Коптеве Павле Геннадьевиче изложены правильно в соответствии с официальной справкой, в то время как избирательная комиссия, направляя запрос в отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уссурийску, под порядковым номером 111 указала Коптелина Павла Геннадьевича (т. 1, л.д. 68).
Таким образом, из числа подписей избирателей, признанных недействительными, подлежат исключению одна подпись, следовательно, из 2 558 подписей избирателей, представленных Кошелем А.С., являются недействительными и недостоверными 351 подпись (352-1), а достоверными - 2 207 (2558-351).
При таком положении Решение ТИК является законным и не может быть отменено в апелляционном порядке, так как регистрация административного истца кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края невозможна.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны заявленным в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку судом, не свидетельствуют о незаконности решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Кошеля А.С. кандидатом в депутаты, следовательно, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, которым заявленные требования правильно признаны не подлежащими удовлетворению.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошеля Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 56-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был