Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Горенко А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия к Избирательной комиссии Республики Хакасия о признании недействующими пунктов 3.5, 3.9 приложения N 1 "Порядок приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканских списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки", утвержденного постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 51/358-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканских списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителя регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия - Фальченко М.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
1 июня 2018 года Избирательной комиссией Республики Хакасия принято постановление N 51/358-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканских списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва".
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Порядок приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканских списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки (приложение N 1).
В соответствии с Порядком единицей случайной выборки является папка с подписными листами (пункт 3.5)
Программа, реализующая функцию случайной выборки с использованием ГАС "Выборы", случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует количество подписей избирателей, содержащихся в выбранных папках с подписными листами, до достижения установленного количества - 402 подписей. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, к проверке должны отбираться подписи избирателей, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа последовательно в количестве, необходимом для достижения установленного количества (пункт 3.9 Порядка).
Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых выше пунктов Порядка, настаивая на том, что оспариваемые пункты не соответствуют статьям 38, 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 7 статьи 38 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия", поскольку за единицу случайной выборки взят не подписной лист, а папка с подписными листами, в связи с чем, нарушена процедура случайной выборки подписей избирателей.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт избирательной комиссии Республики Хакасия принят в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и не нарушает принцип равенства прав и обязанностей участников избирательного процесса, поскольку в равной мере является обязательным для всех избирательных объединений Республики Хакасия, выдвигающих списки кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В части 7 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" закреплено, что проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одной тысячи подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия) после приёма подписных листов избирательной комиссией. Процедура проведения случайной выборки определяется окружной избирательной комиссией, Избирательной комиссией Республики Хакасия.
Проанализировав положения приведённого федерального и соответствующего регионального законодательства, суд достоверно установил, что оспариваемый порядок проведения случайной выборки подписных листов, в соответствии с которым за единицу случайной выборки определена папка с подписными листами, требованиям законодательства не противоречит, поскольку не исключает, что единицей случайной выборки при нем может быть как вся папка с подписными листами с последующей проверкой всех подписей в папке, так и отдельные подписные листы из соответствующей папки в отбираемом для проверки подписей избирателей количестве, в связи с чем утверждение административного истца о заведомом исключении из случайной выборки ряда подписных листов, сформированных в одной папке, не соответствует содержанию оспариваемой нормы.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия требований соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, и доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-28
Текст определения официально опубликован не был