1. Заказчик должен соблюдать сроки подачи заявок, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Заказчиком проведен запрос котировок на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о неправомерных действиях Заказчика при проведении Заказчиком Запроса котировок.
В результате рассмотрения жалобы,и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее,.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии частью 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В ЕИС установлен следующий порядок подачи заявок на участие в Запросе котировок: "Заявка на участие в запросе котировок подается Заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта. На конверте указать объект закупки и Написать "Не вскрывать до 11-30 часов 20 октября 2017".
Вместе с тем, согласно пункту 10 извещения документации Запроса котировок "Заявка на участие в запросе котировок подается Заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта. На конверте указать объект закупки и написать "Не вскрывать до 11-30 часов 23 октября 2017".
Таким образом, указанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом порядок подачи заявок на участие в Запросе котировок нарушают пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение, обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не: уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что в контракте N 682 от 07.11.2017 на поставку лекарственных средств, заключенного по результатам проведения Запроса котировок, отсутствует размер пени, начисляемой в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2018 г. по делу N ВП-570/17/АК764-18)
2. Требования к участникам закупки должны быть непосредственно связаны с объектом закупки.
Заказчик обратился в ФАС России за согласованием заключения контракта с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное обращение, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг вооруженной охраны объекта и осуществление пропускного и внутриобъектового режима.
Пунктом 16 информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов, согласно которому, участник закупки должен представить в составе заявки, в том числе следующий документ: "Копия лицензии на правоосуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации (требование установлено Законом РФ от 21 июля 1993 N 5485-1 "О государственной тайне")".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия пришла к выводу, что из положений Конкурсной документации не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу, что техническое задание Конкурсной документации содержит виды услуг, оказание которых требует наличия у участника закупки действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В целях всестороннего изучения материалов обращения Заявителя, Комиссией принято решение о вызове представителя Заявителя на заседании Комиссии для дачи пояснений в отношении установления требования к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
При этом из пояснений, представленных заказчиком Комиссии не представилось возможным прийти к выводу о правомерности установления вышеуказанного требования к участникам Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о неправомерности установления требования к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 г. по делу N Е-547/17/АК776-18)
3. Заказчик не вправе устанавливать требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию зданий.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В таблице 2 Приложения А документации об Аукционе установлены следующие требования к используемому при оказании услуг товаров, например:
- пункт N 12 "Герметик силиконовый": "Деформационная подвижность герметика не менее 20% и не более 20%.";
- пункт N 64 "Краска водно-дисперсионная": "Эластичность пленки краски при изгибе должна быть 1 мм.";
- пункт N 74 "Кронштейн стальной тип 1": "Толщина покрытия не менее 8 мкм.";
- пункт N 82 "Краска тип 2": "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,5%. Массовая доля летучих веществ менее 13%. Степень перетира не более 50 мкм. Укрывистость невысушенной пленки менее 65 г/м2.";
- пункт N 132 "Клей.": "Массовая доля сухого остатка дисперсии не менее 50%. Показатель концентрации водородных ионов дисперсии не менее 4,5 и не более 6. Морозостойкость не менее 4 циклов замораживания-оттаивания. Клеящая способность дисперсии не менее 400 Н/м.".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на стадии подачи заявки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг, для представления подробных сведений о результате испытаний таких товаров.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.08.2018 г. по делу N К-1416/17/АК669-18)
4. В документации о закупке заказчик должен установить требования к объекту закупки, а также инструкцию по заполнению заявки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в заявке на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров и, кроме того, документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, не позволяющую указать в заявке одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Приложении N 6 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "Асфальтобетонная смесь тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "максимальное значение размера минеральных зерен, не более 20, мм; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20 мм, от 90 до 100, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 15 мм, от 75 до 100, % по массе; зерновой состав минеральной от 62 до 100, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 5 мм от 40 до 50, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 2,5 мм, от 28 до 38, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 1,25 мм от 20 до 28, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,63 мм, от 14 до 20, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,315 мм, от 10 до 16, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,16 мм, от 6 до 12, % по массе; зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 0,071 мм, от 4до 10, % по массе; минимальное значение трещиностойкости по пределу прочности на растяжение при расколе, при 0 °C и скорости деформирования 50 мм/мин, Не менее 3,5, Мпа; предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, не менее 1,0, МПа", по позиции 2 "Щебень тип 1. Учтено ЛСР 07-01": "Наименьший номинальный размер зерен, 20, мм; значение потери массы при испытании щебня в полочном барабане, от 0 до 35, %; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35, % по массе; гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 20 мм, от 90 до 100, % по массе; гранулометрический состав, полные остатки, от 30 до 60, % по массе; Количество циклов насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15, цикл; значение потери массы после насыщения и высушивания в растворе сернокислого натрия, не более 15,%; потеря массы при испытании щебня на дробимость от 0 до 34,%; Содержание пылевидных и глинистых частиц, не более 1 или не более 2 или не более 3% по массе" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе устанавливает, требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, согласно пункту 4 Приложения N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе таблицы установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товара "Щебень тип 2": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не более 35, % по массе"; " группа щебня, 1 или 2 или 3". При этом согласно разделу 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "Щебень тип 2 должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 8267-93 в группе щебня 1 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет до 10% по массе включительно; в группе щебня 2 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет свыше 10 до 15% по массе; в группе щебня 3 содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы составляет от 15 до 25% по массе.
Вместе с тем, разделом 5 Технического задания установлено, в том числе следующее: "при указании сведений о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара участник закупки обязан указать: конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного приложением N 6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 4 и N 7), для которого установлено минимальное значение (использованы слова "не менее", "не ниже", "от"); конкретное значение показателя, равное или меньшее значения, установленного приложением N 6 к настоящему Техническому заданию (столбцы N 5 и N 8), для которого установлено максимальное значение (использованы слова "не более", "до", "не выше"");".
Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований к товару "Щебень тип 2" в документации об Аукционе о предоставлении конкретного показателя "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", выбора конкретного значения в отношении показателя "группа щебня" и об одновременном соответствии требованиям ГОСТ 8267-93 может ввести участников закупки в заблуждение и не позволить указать в первой части заявки сведения, не противоречащие инструкции по заполнению заявки, требованиям к характеристикам товаров, установленных в документации об Аукционе, а также требованиям ГОСТ, поскольку участник закупки может указать значение, которое будет соответствовать Техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержится пример, указание которо не является исчерпывающим).
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к содержанию заявки и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2018 г. по делу N К-1169/17/АК145-18)
5. Заказчик должен исполнить предписание контролирующего органа в срок, установленный в документации о закупке.
Заказчик провел открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению обследования и разработке нормативной документации по обеспечению информационной безопасности.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с решением Федеральной антимонопольной службы от 14.09.2017, в действиях Конкурсной комиссии Заказчика выявлены нарушения части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, согласно которому, Заказчику необходимо в срок до 28.09.2017 разместить в Единой информационной системе приложение к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.09.2017 N ПРО1.
Вместе с тем в нарушении пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, указанное предписание об устранении нарушений Заказчиком не исполнено.
Согласно части 7 статьи 19.5 КоАП, за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.08.2018 г. по делу N К-1199/17/АК531-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.