Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в соответствии с решением Совета Государственной Думы (пункт 68 протокола N 109 от 2 апреля 2018 года) проект федерального закона N 386154-7 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", внесенного депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, Я.Е. Ниловым, Д.И. Савельевым, членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или попечителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, предоставить право на получение ежемесячной выплаты в размере 12 000 рублей с ее последующей ежегодной индексацией.
Как отмечается в пояснительной записке, предлагаемый размер указанной ежемесячной выплаты сопоставим с прогнозируемым минимальным уровнем оплаты труда в Российской Федерации на начало 2019 года, поскольку с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в сумме 11 193 рублей.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" аналогичная ежемесячная выплата установлена неработающим трудоспособным лицам родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) в размере 5500 рублей. При этом индексация указанных ежемесячных выплат данным Указом не предусмотрена.
Авторы законопроекта отмечают, что по данным социологических исследований продолжительность ежедневного ухода за детьми-инвалидами составляет у матерей до 10 и более часов в сутки. В связи с чем, один из родителей ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы чаще всего вынужден оставить работу для обеспечения ему должного ухода, реабилитации и воспитания.
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 28 Конвенции ООН о правах инвалидов государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов всегда принципиально поддерживает инициативы, направленные на улучшение мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
Одновременно полагаем, что предлагаемые изменения поставят в неравное положение иных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, включая инвалидов I группы, с указанной в законопроекте категорией граждан.
Кроме того, Комитет считает необходимым отметить, что согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует выделение дополнительных средств из федерального бюджета (в 2019 году дополнительно около 43,2 млрд. рублей).
При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов просит учесть высказанные замечания при дальнейшей работе над законопроектом.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.