В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Так, Федеральное казначейство осуществляет контроль в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральное казначейство уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе за нарушения в сфере закупок:
1) статьей 7.29.3 КоАП РФ:
- включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки);
- нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок;
- нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок;
2) частями 8-10 статьи 7.32 КоАП РФ:
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации;
- несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания;
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Федерального казначейства уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 4-5 статьи 7.32 КоАП РФ, при:
- изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения.
Таким образом, в случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также признаков составов административных правонарушений в действиях заказчика по вышеуказанным статьям КоАП РФ при осуществлении им закупки для обеспечения федеральных нужд, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу в Федеральное казначейство (центральный аппарат или управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).
В случае если закупка осуществлена:
- главным распорядителем бюджетных средств, обращение направлять в центральный аппарат Федерального казначейства;
- территориальным органом, подведомственным учреждением (предприятием) главного распорядителя бюджетных средств, являющимся получателем бюджетных средств, обращение направлять в управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (в зависимости от места нахождения заказчика).
При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при осуществлении им закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу в соответствующий орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при осуществлении им закупки для обеспечения муниципальных нужд, для контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение необходимо направить для рассмотрения по существу в соответствующий орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации.
При выявлении признаков составов административных правонарушений, составление протоколов и рассмотрение дел о которых в соответствии с КоАП РФ не входит в полномочия Федерального казначейства, информацию о таких признаках следует направлять в уполномоченный орган контроля в соответствии с КоАП РФ.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением Федеральное казначейство не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Федерального казначейства от 25 июня 2018 г. "О полномочиях Федерального казначейства в сфере по контролю в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд"
Текст информации официально опубликован не был