Глава 3. Основание и порядок возбуждения дела об административном правонарушении
3.1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
3.2. Указанные в п. 3.1 настоящих Рекомендаций материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
3.3. При непосредственном обнаружении работниками территориального органа Росстата допущенных респондентами нарушений порядка представления в территориальный орган Росстата статистической информации по формам федерального статистического наблюдения, необходимой для проведения федеральных статистических наблюдений (п. 1 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ), осуществляются следующие действия:
3.3.1. Работники незамедлительно составляют докладную записку с указанием данных респондента, допустившего нарушение порядка предоставления статистической отчётности, а также того, в чём конкретно заключается обнаруженное правонарушение и передают её должностному лицу, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях (приложение N 3);
3.3.2. В случае отсутствия работника, занимаемого должность, имеющую полномочия осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях, или в иных случаях (отсутствие персональных данных лица, допустившего нарушение в области государственного статистического учёта, и т.д.) информация о нарушении респондентами порядка предоставления статистической отчётности должна быть направлена в прокуратуру для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, согласно которому прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации (приложение N 4);
3.3.3. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае принятия на основании представленных документов об обнаружении административного правонарушения, решения о возбуждении дела об административном правонарушении, составляет в установленный законом срок протокол об административном правонарушении (приложение N 5).
В отношении каждого обнаруженного факта административного правонарушения составляется отдельный протокол;
3.3.4. В протоколе об административном правонарушении указывается:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, место работы и занимаемая должность, паспортные данные, для индивидуального предпринимателя дополнительно - дата и место государственной регистрации, ИНН);
- место, время совершения и событие административного правонарушения (если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность; дата совершения - дата, установленная законом для исполнения обязанности по представлению статистической отчётности, порядок представления которой нарушен);
- статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение в области предоставления статистической информации;
- номер и дату приказа Росстата, которым утверждена форма статистической отчётности, порядок представления которой нарушен;
- объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его защитника, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3.3.5. Лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении или его защитник, должны быть извещены о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении любым из следующих способов: заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой с уведомлением о вручении, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование на бумажном носителе факта их извещения (приложения NN 6, 7, 8).
3.3.6. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его защитником.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки на составление протокола о возбуждении дела об административном правонарушении, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
3.3.7. Копия протокола об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его защитнику под расписку.
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его защитника, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола письмом с уведомлением о вручении. Копия письма, а также уведомление о получении (не получении) этого письма приобщаются к материалам дела.
3.4. При получении работниками территориального органа Росстата из правоохранительных органов, а также из других государственных органов материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в области официального статистического учёта (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), осуществляются следующие действия:
3.4.1. Незамедлительно передаются все документы о фактах нарушения порядка представления федеральной статистической отчётности должностному лицу, уполномоченному осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях для рассмотрения;
3.4.2. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае принятия на основании представленных документов об обнаружении административного правонарушения, решения о возбуждении дела об административном правонарушении, составляет в установленный законом срок протокол об административном правонарушении в области статистической отчётности (приложение N 9).
В отношении каждого обнаруженного факта административного правонарушения составляется отдельный протокол;
3.4.3. В протоколе об административном правонарушении указывается:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, место работы и занимаемая должность, паспортные данные, для индивидуального предпринимателя дополнительно - дата и место государственной регистрации, ИНН);
- место, время совершения и событие административного правонарушения (если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность; дата совершения - дата, установленная законом для исполнения обязанности по представлению статистической отчётности, порядок представления которой нарушен);
- статья 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение в области предоставления статистической информации;
- номер и дату нормативного документа, которым утверждена форма статистической отчётности, порядок представления которой нарушен;
- объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его защитника, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3.4.4. Лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении или его защитник, должны быть извещены о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении любым из следующих способов: заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой с уведомлением о вручении, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование на бумажном носителе факта их извещения (приложения NN 6, 7, 8).
3.4.5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его защитником.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки на составление протокола о возбуждении дела об административном правонарушении, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
3.4.6. Копия протокола об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его защитнику под расписку.
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его защитника, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола письмом с уведомлением о вручении. Копия письма, а также уведомление о получении (не получении) этого письма приобщаются к материалам дела.
3.5. При составлении протокола об административном правонарушении лицу, совершившему правонарушение, разъясняются права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, делать выписки из материалов дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать во внесудебном порядке и в судебных инстанциях постановление, выносимое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а также пользоваться родным языком при рассмотрении дела.
3.6. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):
- отсутствие события административного правонарушения - не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность;
- отсутствие состава административного правонарушения - факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (ст. 2.1 КоАП РФ);
- действия лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
- издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания, и отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность (ст. 1.7. КоАП РФ);
- истечение установленных сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);
- наличие по тому же факту совершения деяния вынесенного тем же лицом постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ);
- наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, влечет прекращение производства, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности.
3.7. В случае, когда при рассмотрении полученных работниками территориального органа Росстата из правоохранительных органов, а также из других государственных организаций материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в области официального статистического учёта, обнаруживаются обстоятельства, при которых возбуждение производства по административному правонарушению невозможно (отсутствие персональных данных правонарушителя, истечение сроков привлечения к административной ответственности и т.д.), должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ) (приложение N 10).
Определения об отказу в возбуждении дела об административном правонарушении направляется в организацию, направившую в территориальный орган Росстата материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Копия определения и все прилагаемые к нему материалы хранятся в территориальном органе Росстата.
3.8. Должностные лица территориальных органов Росстата вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, в области официального статистического учёта, предусмотренных (п. 67 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):
- ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
- ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- ст. 19.6 КоАП РФ - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
- ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Протокол о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, может быть составлен при обнаружении факта нарушения норм и правил представления административных данных и бухгалтерской отчётности.
3.8.1. Протоколы об административных правонарушениях составляются в сроки и в порядке, указанном главой 3 настоящего Регламента.
3.8.2. В отношении каждого факта административного правонарушения составляется отдельный протокол.
3.8.3. Субъектами административных правонарушений по статьям, указанным в п. 3.8 настоящего Регламента являются граждане, достигшие 16 лет, должностные лица, и (за исключением ст. 19.6) юридические лица.
3.8.4. Субъективная сторона состава административных правонарушений, указанных в п. 3.8 настоящего Регламента характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.
3.8.5. Административные дела по правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, рассматриваются судебными инстанциями в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
3.8.6. После составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, протокол с приложенными к нему документами направляется для рассмотрения в судебные органы.
Копия протокола об административном правонарушении, а также прилагаемых к нему документов храниться в территориальных органах Росстата по месту вынесения постановления.