Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контрольного органа, на конец декабря 2017 года составляет 7 824 472.
В 2017 году территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 149 030 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что на 10,7% больше, чем в 2016 году.
При этом возросло количество проверок, проведенных во внеплановом порядке - 134 844 проверок (что на 18 393 проверки больше, чем за аналогичный период 2016 года), в том числе:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки - 14 322 (что составляет 10,6% от общего количества проведенных проверок);
- по заявлениям (обращениям) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) всего - 109 505 (что составляет 81,2% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 9 618 (что составляет 7,1% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя государственной инспекции труда, изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 1 399 (что составляет 1,0% от общего количества проведенных проверок).
В 2017 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходится на организации, осуществляющие деятельность в сферах:
- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 16,8%;
- строительства - 11,3%;
- обрабатывающего производства - 10,0%;
- образования - 8,9%;
- транспорта - 7,9%;
- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 7,3%;
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 6,9%;
- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 4,6%;
- других видов экономической деятельности - 35,2%.
Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке (запланировано 14 892 проверки) было проведено 14 186 проверок, что составило 9,5% от общего количества проведенных проверок, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 90,5% от общего количества проведенных проверок.
Рост внеплановых проверок связан с активностью граждан в защите своих трудовых прав, изменением уровня информационной открытости деятельности федеральной инспекции труда, появлением и развитием электронных сервисов, введением новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений, обменом информацией с органами исполнительной власти.
В 2017 году продолжилась тенденция снижения доли плановых проверок в общем объёме проведенных проверок.
В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных территориальными органами Роструда в ходе проведённых в 2017 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве работодателям было выдано более 93,6 тыс. обязательных для исполнения предписаний, что составило 99,5% от уровня 2016 года. При этом относительное количество предписаний, выданных в течение года одним госинспектором труда, в среднем составило 45,3 предписания, что больше данного показателя 2016 года на 1,8%.
Удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам соблюдения трудовых прав работников (с учётом того, что в 2016 году государственными инспекциями труда проводились проверки по поручениям Правительства Российской Федерации, в ходе которых выданы предписания, срок исполнения которых закончится в первом квартале 2017 года) составил 83,4%.
По результатам проведенных надзорных мероприятий в связи с непрохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа по требованию государственных инспекторов труда были отстранены от работы 29,1 тыс. работников, что в 1,2 раза меньше, чем в 2016 году. При этом число работников, отстранённых одним госинспектором труда, в среднем составило 14 человек, что в 1,1 раза меньше, чем в 2016 году.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло снижение на 8,2% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.
При этом необходимо отметить, что произошел рост привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства в виде предупреждения.
Так в 2017 году государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок были приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 39 995 виновных лиц, включая субъекты малого предпринимательства (6 853), что составляет 17,1% от общего количества вынесенных предупреждений и в 1,6 раза больше показателя прошлого года.
За 2017 год государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 155,4 тыс. виновных лиц, включая:
83,1 тыс. должностных лиц (53,5%);
12,4 тыс. индивидуальных предпринимателей (8,0%);
59,7 тыс. юридических лиц (38,4%);
61 гражданина (0,04%).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 555,4 млн. рублей, что на 253,5 млн. рублей (или на 6,7%) меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В доход федерального бюджета было перечислено 3 190,3 млн. рублей в виде штрафов, что на 106,4 млн. рублей (или на 3,2%) меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Наряду с полномочиями по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию по ним решений о привлечении к административной ответственности виновных в допущенных правонарушениях должностные лица федеральной инспекции труда уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27, 5.27.1, 17.7, 17.9, 19.4, 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.7.5-1, 19.26, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты решения о привлечении к административной ответственности 8 483 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, включая дисквалификацию 67 виновных должностных лиц за нарушения трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда, допустивших повторно аналогичные нарушения требований трудового законодательства.
В 2017 году относительный показатель уровня принятых судебных решений о дисквалификации должностных лиц составил более 10,2% от общего количества направленных в суд протоколов о дисквалификации должностных лиц.
В 2017 году относительный показатель уровня вынесенных судебных решений составил 57,8% от общего количества направленных в суд протоколов об административных правонарушениях.
Общее количество нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проведенных с начала 2017 года надзорных мероприятий составило 465256 нарушений.
Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за истекший период позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто нарушения допускаются работодателями по вопросам:
- оплаты и нормирования труда -106663 нарушения (23% от общего количества выявленных нарушений);
- расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 75889 нарушений (16,3% от общего количества выявленных нарушений);
- трудового договора - 52852 нарушений (11,3% от общего количества выявленных нарушений);
- обучения и инструктирования работников по охране труда - 49453 нарушения (10,6% от общего количества выявленных нарушений);
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 27895 нарушений (5,9% от общего количества выявленных нарушений);
- проведения медицинских осмотров работников - 26018 нарушений (5,5% от общего количества выявленных нарушений);
- рабочего времени и времени отдыха - 18010 нарушений (3,8% от общего количества выявленных нарушений);
- соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах - 16044 нарушений (3,4% от общего количества выявленных нарушений);
- нарушения по другим вопросам - 168321 нарушение (36,1% от общего количества выявленных нарушений).
Как видно из анализа нарушений основным является нарушение сроков выплаты заработной платы работников.
В течение 2017 года отмечалась негативная тенденция увеличения общего числа работодателей, допускающих задержку выплаты заработной платы и объема задержанной заработной платы (на протяжении года - от 2,4 млрд. рублей до 3,8 млрд. рублей по данным Росстата).
К концу 2017 года удалось добиться существенного снижения задолженности по заработной плате.
Так количество хозяйствующих субъектов, в которых были выявлены случаи задержки заработной платы за 2017 год, составило 17 416 субъектов (что в 1,13 раза ниже, чем в 2016 году), в том числе:
- индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства - 1 493 субъектов;
- юридических лиц - 15 824 субъектов, из которых наибольшее количество занимают лица, относящиеся к малому и среднему предпринимательству,- 10 425, что в 1,19 раза ниже, чем в 2016 году.
За 2017 год государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации установлено более 112,5 тыс. нарушений работодателями законодательства об оплате труда (что в 1,03 раза меньше, чем в предыдущем году).
Рострудом проводится системная работа по обеспечению выплаты заработной платы работникам организаций и учреждений.
В целях уменьшения размера скрытой задолженности по заработной плате и повышения эффективности работы по ее ликвидации государственными инспекциями труда в 2017 году на постоянной основе формировался Реестр организаций, имеющих задолженность по оплате труда, включая организации, в отношении которых осуществляются процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По состоянию на 1 января 2018 года в реестр включено более 2 072 хозяйствующих субъекта, имеющих задолженность по заработной плате в размере 10 532,04 млн. рублей. Вместе с тем под онлайн-контролем Роструда постоянно находится более 4,5 тыс. хозяйствующих субъектов.
В течение 2017 года уровень текущей задолженности по заработной плате по данным Росстата находился в интервале от 3,2 до 3,8 млрд. рублей (максимальное значение в апреле 2017 года - 3,8 млрд. рублей, минимальное значение - 3,2 млрд. рублей - в январе и июне этого же года).
В течение 2017 года уровень текущей задолженности по заработной плате по оперативным данным государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации находился в интервале от 8,2 до 9,4 млрд. рублей (максимальное значение в феврале 2017 года - 9,4 млрд. рублей, минимальное значение - 8,2 млрд. рублей - в мае этого же года). При этом за 2017 год по результатам надзорно-контрольных мероприятий государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации удалось добиться погашения задолженности по заработной плате в размере 20 млрд. рублей более чем 1 млн. работников.
За 2017 год поступило более 182 тыс. обращений по вопросам оплаты труда (в 2016 году - 203 тыс. обращений). Практически по всем обращениям были проведены надзорно-контрольные мероприятия.
В целях привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в органы прокуратуры и следственные органы Следственного комитета Российской Федерации территориальными органами Роструда направлено 1 624 материала для возбуждения уголовных дела по ст. 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На дисквалификацию руководителей предприятий территориальными органами Роструда направлено 659 материалов проверок, 67 руководителей дисквалифицированы.
В большинстве субъектов Российской Федерации организована работа муниципальных межведомственных комиссий по выявлению и погашению задолженности по заработной плате. Формой влияния на руководителей предприятий, допустивших образование задолженности по заработной плате, является их заслушивание на заседаниях межведомственных региональных комиссий. Важнейшим направлением деятельности указанных комиссий является предупреждение образования долгов по оплате труда на предприятиях, имеющих признаки финансовой нестабильности (задолженность по налогам, во внебюджетные фонды).
Всего в 2017 году было проведено более 1 155 заседаний комиссий, на которых было заслушано более 1 155 хозяйствующих субъекта, имеющих задолженность по заработной плате.
Руководителями государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации организованы в 2017 году встречи с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (прошло более 50 встреч), где доложено о ситуации с задолженностью по заработной плате. В рамках встреч вырабатывались меры по погашению задолженности по заработной плате.
Самая сложная ситуация складывается с организациями - должниками, находящимися в стадии банкротства. Зачастую невозможно определить сроки погашения задолженности по заработной плате. Глубина задолженности в таких организациях составляет более года и продолжает расти, так как владельцами своевременно не принимались решения об увольнении работников.
В целях решения данного вопроса Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым дано поручение о проработке вопроса целесообразности придания предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации- должника.
В рамках исполнения указанного поручения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Рострудом подготовлен пакет проектов федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, предусматривающих механизмы защиты работников в случае банкротства их работодателя за счёт введение обязательного страхового сбора с фонда оплаты труда предприятий и организаций всех форм собственности в размере 0,02%
Таким образом, в случае признания решением Арбитражного суда предприятия финансово - несостоятельным, Фонд социального страхования выплатит его работникам компенсацию в размере полной задолженности за три последних месяца перед ними по оплате труда, но не более 188 тыс. рублей.
На основании ежегодных поручений Правительства Российской Федерации, а также основываясь на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, предусматривающей стратегические задачи по реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества государственной социально-экономической политики по сокращению неформальной занятости и легализации трудовых отношений, с 2014 года во всех субъектах Российской Федерации проведена масштабная организационная работа по выстраиванию административных механизмов, налажена система оперативного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, достигнуты существенные результаты в реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.
По состоянию на 31 декабря 2017 года по информации, поступившей от межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации, государственными инспекторами труда было проведено 3 932 надзорно-контрольных мероприятия, выявлены 10 534 человека, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них все легализованы.
Следует отметить, что проведение государственными инспекциями труда внеплановых проверок в региональных хозяйствующих субъектах, позволило повысить эффективность информационных и административных мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.
В целях реализации поручений Правительства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на снижение численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность.
Основными целями поручений Правительства Российской Федерации являются снижение уровня неформальной занятости трудоспособного населения в субъектах Российской Федерации, а также увеличение поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях межведомственного взаимодействия, осуществления мониторинга и координации деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости между Рострудом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно заключаются соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости, с установленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации показателями.
По данным мониторинга Роструда по итогам реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в субъектах Российской Федерации, в 2017 году легализовано более 2 048 тыс. лиц трудоспособного возраста, за которых не поступают взносы во внебюджетные фонды. Сумма страховых взносов, дополнительно поступившая в бюджет в Пенсионный фонд Российской Федерации в ходе реализации комплекса мер по снижению неформальной занятости в субъектах Российской Федерации, составила более чем 35 млрд. рублей.
Рострудом совместно с другими органами исполнительной власти на постоянной основе проводится работа по выявлению теневой заработной платы и неформальных трудовых отношений работодателей с работниками.
Рострудом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключены дополнительные соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости.
Среди регионов, обеспечивших выполнение установленного показателя по снижению неформальной занятости в 2017 году, следует выделить: Ставропольский край (248,0% - 77 469 чел.); Белгородскую область (183,3% - 23 811 чел.); Республику Татарстан (174,6% - 52 498 чел.); Ростовскую область (140,5% - 42 556 чел.); Республику Башкортостан (132,3% - 33 625 чел.); Краснодарский край (127,0% - 93 712 чел.); Чувашскую республику (122,5% - 39 330 чел.).
Оперативный штаб Роструда осуществляет ежедекадный мониторинг ситуации и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости. Организованы и проведены межрегиональные совещания с обсуждением наиболее эффективных мер и способов сокращения неформальной занятости,
Рострудом реализуются мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости, в том числе о достижении контрольных показателей снижения численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и не осуществляющих трудовую деятельность, в том числе:
выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие неформальной занятости;
оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольнонадзорных органов;
формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости, в том числе:
проводятся тематические семинары, круглые столы, пресс- конференции с представителями предпринимательского сообщества по вопросам легализации бизнеса.
размещаются информационные материалы, статьи и интервью в средства массовой информации регионального и местного уровней;
осуществляется взаимодействие и обмен информацией с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В 2017 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из общего количества выявленных нарушений (462 тыс.), было выявлено 9,5 тыс. нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
Вместе с тем в 2017 году в Российской Федерации сохранилась тенденция снижения уровня общего травматизма.
Всего произошел 5 371 несчастный случай с тяжелыми последствиями (в 2016 году - 6 819), регистрируемое снижение составило 21%.
В результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2017 году в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибли - 1 403 работника, что на 648 человек или на 32% меньше, чем в 2016 году (2 051 человек).
В 2017 году в хозяйствующих субъектах в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве погибли 86 женщин (в 2016 году - 148 женщин), в 2016 году зарегистрирован 1 случай гибели работника в возрасте до восемнадцати лет.
В 2017 году снижение количества погибших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с 2016 годом отмечено в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере строительства, обрабатывающих производств, транспортировки и хранения, сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, а также в ряде других видов экономической деятельности.
В то же время наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности как:
- строительство;
- обрабатывающие производства;
- сельское, лесное хозяйство;
- охота, рыболовство и рыбоводство;
- транспортировка и хранение;
- добыча полезных ископаемых.
Одними из основных методов снижения уровня производственного травматизма являются осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий.
В частности, государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации проверяют соблюдение работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Наряду с этим государственными инспекциями труда осуществляется целенаправленная работа по выявлению несчастных случаев на производстве, сокрытых работодателями от расследования и учета.
Так в ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2017 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 695 сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 207 несчастных случаев со смертельным исходом. При этом количество выявленных сокрытых несчастных случаев имеет тенденцию к сокращению на 4% в год, а количество выявленных сокрытых несчастных со смертельным исходом - на 3% в год.
В целях обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, а также максимального исключения случаев нарушения прав работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и членов их семей, в 2017 году было выявлено 9,5 тыс. нарушений (в 2016 году - 9,3 тыс. нарушений) по результатам проведенных проверок по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было направлено в органы прокуратуры 6 624 материала для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства, в связи с несчастными случаями на производстве. По ним было возбуждено 333 уголовных дела.
Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности с наибольшей численностью травмированных в 2017 году вошли такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
По оперативным данным в 2017 году произошел 5 371 несчастный случай на производстве с тяжёлыми последствиями, из общего количества несчастных случаев - 3 905 тяжелых, 1 140 - со смертельным исходом, 326 групповых нечастных случаев.
Анализ типологии несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в 2017 году в организациях Российской Федерации, свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай (32%) произошёл в результате падения пострадавшего с высоты; 26% - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов; 12% - в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов; 12% - в результате транспортных происшествий (из них 97% произошли на наземном транспорте). Из общего количества несчастных случаев, происшедших в результате транспортных происшествий, 17% произошли при следовании на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя, 12% во время служебных поездок на общественном транспорте.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, происшедших в Российской Федерации, более 50% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; нарушение правил дорожного движения; нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда; нарушение технологического процесса; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда. Так только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2017 году произошел каждый третий несчастный случай (31%).
В ходе анализа изучаются обстоятельства несчастных случаев в разрезе видов экономической деятельности, проводится их систематизация по видам происшествий и причинам, а по результатам проведенного анализа в зависимости от причин несчастного случая разрабатываются предложения по профилактике производственного травматизма.
В 2017 году Рострудом был проведен анализ смертельных несчастных случаев, которые по результатам расследования были квалифицированы как не связанные с производством.
В ходе анализа установлено, что основной причиной квалификации несчастных случаев со смертельным исходом, как не связанных с производством, явилась смерть работников вследствие общего заболевания (84%).
В ходе изучения диагнозов смерти работников на рабочем месте от общего заболевания установлено, что основной их причиной являются заболевания сердца, в том числе сердечная недостаточность.
В 2017 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проведено 134 844 внеплановые проверки, по итогам которых выявлено 204 679 нарушений по охране труда.
Сумма наложенных должностными лицами государственных инспекций труда административных штрафов составила 2 148 548,35 тыс. рублей, в том числе:
- за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 5.27 КоАП РФ (часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) - 741 286,14 тыс. рублей;
- за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда1 на рабочих местах или ее непроведение (часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) - 160 776,27 тыс. рублей;
- за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) - 930 991,54 тыс. рублей;
- за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (часть 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) - 309 821,84 тыс. рублей;
- за нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ (часть 1 ст. 14.54 КоАП РФ) - 5 672,56 тыс. рублей.
В 2017 году Федеральной службой по труду и занятости во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 16.03.2016 N АД-П9-39ПР было проведено 414 внеплановых проверки и 46 плановых проверок организаций угольной промышленности. Выявлено 4 321 нарушение в сфере охраны труда.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27.01.2017 N ОГ-П12-431 государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проведено 4 295 проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом. При этом выявлено 23 572 нарушения трудового законодательства в отношении водителей.
Кроме того, в 2017 году было выявлено свыше 16 тыс. нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах (за 2016 год - около 18 тыс. нарушений).
Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2017 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:
- непроведение работодателями СОУТ;
- недоведение результатов СОУТ до сведения работников;
- игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
В 2017 году получено 411 заключений органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации о проведении госэкспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, проведенной по представлениям должностных лиц государственной инспекции труда, из них по 135 заключениям приняты меры инспекторского реагирования.
За отчетный период должностными лицами государственных инспекций труда рассмотрено 512 случая разногласий по вопросам проведения СОУТ (несогласие работников с результатами проведения СОУТ, жалобы работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ), из них по 455 случаям приняты меры инспекторского реагирования.
В соответствии с частью 3 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" до 1 января 2016 года сведения о результатах проведения СОУТ передавались в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то есть в Роструд и его территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.
С 1 января 2016 года сведения о результатах проведения СОУТ поступают в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда2, оператором которой является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
По данным, содержащимся во ФГИС, в 2017 году СОУТ была проведена на 5 749 206 рабочих местах. Из них рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда - 4 531 701, вредными условиями труда - 1 210 788 рабочих мест (подкласс 3.1 - 611 971, подкласс 3.2 - 512 732, подкласс 3.3 - 81 843, подкласс 3.4 - 4 242), опасными условиями труда - 7 392 рабочих места.
В 2017 году Рострудом совместно с Минтрудом России были приняты и утверждены административные регламенты:
- Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда (утвержден приказом Минтруда России от 21 апреля 2017 года N 377н, зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2017 N 46931);
- Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (утвержден приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 года N 708н, зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2017 N 46500);
- Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (утвержден приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 года N 709н, зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2016 N 45001).
В государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в 2017 году зарегистрировано 80 540 деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест около 2 426 тыс. работников.
Сведения о зарегистрированных за период с 2015 года по 2017 года декларациях соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Субъект Российской Федерации |
Количество зарегистрированных деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
Численность работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых поданы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
Всего по РФ |
160 919 |
4 316 037 |
Центральный федеральный округ |
43 736 |
1 312 589 |
Северо-Западный федеральный округ |
10 816 |
239 842 |
Южный федеральный округ |
16 848 |
354 830 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4 370 |
50 821 |
Приволжский федеральный округ |
31 444 |
934 147 |
Уральский федеральный округ |
15 321 |
487 334 |
Сибирский федеральный округ |
27 003 |
684 959 |
Дальневосточный федеральный округ |
11 381 |
251 505 |
С ноября 2016 года действует Модуль "Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", с которым в 2016 году начали работать 20 государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
Модуль позволяет вести реестр деклараций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также подавать декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.
Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации регулярно в своей деятельности используют возможности Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Основной задачей в 2017 году была задача осуществления контроля за исполнением изданных Рострудом приказов и поручений.
Так центральным аппаратом Роструда в 2017 году проведено 11 плановых выездных тематических проверок в части надзорно-контрольной деятельности.
Основными нарушениями, характеризующими контрольно-надзорную деятельность государственных инспекций труда, являются следующие:
- ненадлежащее ведение Реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате, и недостаточность применяемых мер по ее погашению;
- поверхностный и формальный подход при проведении проверок по оплате труда;
- установление в предписаниях с требованиями о выплате задолженности по заработной плате, расчету при увольнении необоснованно завышенных сроков; непринятие мер контроля по исполнению предписаний;
- проведение плановых проверок не по всем институтам трудового права; ненадлежащее определение перечня документов, необходимых для достижения целей и задач плановой проверки;
- ненаправление в суды административных дел для принятия решения о дисквалификации должностных лиц, повторно допустивших образование задолженности по заработной плате перед работниками;
- необоснованное освобождение от административной ответственности виновных юридических и должностных лиц при выявлении нарушений законодательства о труде и охране труда;
- нарушения при осуществлении производства по делу об административном правонарушении;
- ненаправление материалов проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ;
- нарушения при проведении расследований несчастных случаев и их квалификации;
- ненадлежащая работа в системах АИС ГИТ, МАИС ГИТ;
- отсутствие регулярной работы с функционалом ФГИС.
Государственный надзор в сфере труда является одной из жизненно необходимых социальных функций государства. Он направлен на защиту прав граждан и, в первую очередь, прав на получение заработной платы и безопасные условия труда.
Основные задачи и подходы к совершенствованию надзора в сфере труда определены Правительством Российской Федерации в принятой в июне 2015 года Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015-2020 годы (распоряжение от 5.06.2015 N 1028-р). Среди них:
- обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;
- формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;
- развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда.
Роструд также включился в проект в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Реализуется паспортом реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по труду и занятости в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 13 января 2018 года N 1.
В феврале 2017 года в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства внесены соответствующие изменения. Теперь надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Его критерии определены Правилами отнесения деятельности работодателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска и определенному классу опасности.
Градация происходит по 5 категориям в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. К ним относятся жизнь, здоровье и трудовые права граждан.
Поэтому основные критерии риска следующие:
- произошедшие на предприятии несчастные случаи;
- допущенные нарушения трудовых прав, в первую очередь на своевременную выплату заработной платы.
С учетом указанных показателей все работодатели (порядка 7,7 млн.) распределены по 5 группам риска. Деятельность 6 454 работодателей отнесена к категории высокого риска, 3 509 - к категории значительного риска, 22 264 - к категории среднего риска, 1 997 970 - умеренного риска, к категории низкого риска отнесена деятельность 5 744 тыс. работодателей.
В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет, в том числе:
- для высокого риска - один раз в 2 года;
- для значительного риска - один раз в 3 года;
- для среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
- низкого риска - проведение плановых проверок не осуществляется.
Эти категории не являются статичными, предусмотрена система их повышения и снижения.
В результате указанных изменений количество подконтрольных субъектов, в отношении которых увеличена периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от их проведения, в процентах составляет 99,9% от общего количества работодателей.
Планируется, что в 2018 году будет внедрена модель управления категориями риска, которая позволит обосновано переводить объекты из категории в категорию.
В связи с этим уже сегодня подготовлен и согласован с органами прокуратуры план проверок на 2018 год с учетом риск-ориентированного подхода.
Разработаны и утверждены приказом Роструда от 10 ноября 2017 года N 655 107 проверочных листов для проведения плановых проверок.
Проверочные листы прошли широкое обсуждение на многих площадках и одобрены предпринимательским сообществом. В данные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства, при этом предмет плановой проверки ограничивается данными перечнями.
Таким образом, в ходе проверки государственный инспектор труда не сможет проигнорировать то или иное нормативное требование, равно как и работодатель, имеющий доступ к данным проверочным листам, сможет предупредить нарушения.
<< Раздел 1 Раздел 1 |
Раздел 2 >> Раздел 2 |
|
Содержание Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 19 июля 2018 г. N 407 "Об утверждении Программы комплексной профилактики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.