В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".
2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 4 апреля 2013 г. N 138 "Об утверждении Инструкции по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 24 сентября 2018 г. N 457
Методические рекомендации
по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
I. Назначение и область применения
1. Методические рекомендации по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
2. Методические рекомендации содержат разъяснения (рекомендации) для работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора по проведению проверок (инспекций) системы учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организации.
3. В тексте Методических рекомендаций приведены номера пунктов федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16) (далее - Правила), выполнение требований которых проверяется.
При проведении проверки учитывается, что положения Правил не распространяются:
на РВ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
на ядерные материалы (далее - ЯМ), подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - СГУК ЯМ).
При этом принимается во внимание, что на радиоактивные вещества, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения и военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также на специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, требования данных Правил распространяются.
4. В Методических рекомендациях используются термины и определения, указанные в Положении об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 542 "О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".
II. Проверка требований, содержащихся в главе I "Назначение и область применения", и главе II "Общие положения" Правил
5. По пункту 3 Правил в организации проверяется ведение учета РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам:
РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ), при условии, если их начальная (паспортная) активность больше или равна минимально значимой активности, указанной в таблице N 1 приложения N 1 к Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу). При этом принимается во внимание, что если начальная (паспортная) активность радионуклида менее минимально значимой активности, указанной в таблице N 1 приложения N 1 к Правилам, то данный радионуклид должен находиться на внутреннем учете в организации;
РВ и ЯМ не в составе ЗРИ, которые не подлежат учету в СГУК ЯМ, при условии, если их активность и удельная активность больше или равны минимально значимой активности и минимально значимой удельной активности, указанных в таблице N 1 приложения N 1 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей и удельных активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу). К указанной категории относятся:
РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, не в составе изделий;
РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе изделий, не являющихся ЗРИ (открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ), защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, изделия радиационной защиты и другие изделия).
РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в ядерном топливе, облученном в ядерном реакторе и выгруженном в место хранения вне активной зоны реактора, в том числе отработавшее ядерное топливо (далее - ядерное топливо);
радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду (в организациях, для которых устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух и сбросов РВ в водные объекты);
РАО, в том числе находящиеся на радиационно загрязненных участках территорий, при условии выполнения критериев отнесения к РАО (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов").
6. По пункту 7 Правил проверяется, что в организации и ее подразделениях (включая территориально обособленные, в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО, учет и контроль РВ и РАО проводятся в соответствии с едиными требованиями, установленными в организации, т.е. выполняются требования документов организации по учету и контролю РВ и РАО.
III. Проверка требований, содержащихся в главе III Правил "Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
8. По пункту 9 Правил в организации проверяется, что учетными единицами РВ и РАО в учете и контроле являются:
для РВ в составе ЗРИ (подтверждением того, что рассматриваемая учетная единица классифицируется как ЗРИ, будет являться прямое указание об этом в паспорте (сертификате) на ЗРИ предприятия-изготовителя):
отдельный ЗРИ, имеющий паспорт (сертификат);
упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;
для РВ не в составе ЗРИ:
отдельное изделие с РВ, имеющее заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, радиационная головка гамма-дефектоскопа, защитный контейнер транспортного упаковочного комплекта, изготовленные из обедненного урана);
определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ (например, ОРИ с жидким, твердым или газообразным РВ);
партия РВ или партия однотипных упаковок РВ (изделий с РВ) однородного радионуклидного состава, находящаяся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ на партию или на каждую упаковку (изделие) (например, урановая (ториевая) руда в расфасованных упаковках, бочках);
партия РВ, находящаяся в ограниченном контролируемом объеме, позволяющем обеспечить контроль доступа к РВ и идентификацию партии (в том числе по пункту хранения или месту хранения), и имеющая паспорт или другой учетный документ (например, урановая (ториевая) руда в технологической емкости, таре, пункте хранения);
для РАО не в виде отработавших ЗРИ:
совокупность РАО, масса, объем, физические свойства и радионуклидный состав которых определены на основании единого набора данных и результатов измерений, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме (например, жидкие или твердые РАО в бочках, технологических емкостях);
законсервированный пункт хранения РАО;
отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);
для РАО в виде отработавшего ЗРИ:
отдельный отработавший ЗРИ;
упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;
для РВ в ядерном топливе - облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:
тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее - ОТВС), имеющие индивидуальный номер;
отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;
фрагменты ОТВС, пучок ТВЭЛов, отдельные части ТВЭЛов или измельченные части ТВЭЛов, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).
При проведении инспекции учитывается, что проверяемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ЯМ, соответственно, может иметь две системы учета и контроля. С другой стороны, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки).
С учетом перечисленных условий определяется круг проверяемых вопросов.
Специальный вопрос, который представляет особую сложность, - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев (искусственного занижения количества ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов).
При проверке в организации учитываются следующие условия:
с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" НП-030-12, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255 (далее - НП-030-12), защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, радиационные головки гамма-дефектоскопов, облучательные головки гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядные контейнеры и другие подобные специфические изделия, применяемые для радиационной защиты, учитываются как РВ независимо от массы обедненного урана, используемого в качестве радиационной защиты;
РВ, содержащиеся в ядерном топливе, учитываются в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - СГУК РВ и РАО) только по массе и активности, при этом уран и плутоний, содержащийся в ядерном топливе, подлежат учету в СГУК ЯМ, а нуклиды уран-233, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 до момента выделения из ядерного топлива (плутонийсодежащих продуктов) должны находиться на учете в СГУК РВ и РАО;
ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, подлежат учету в СГУК РВ и РАО, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, начиная с которого ЯМ подлежат учету в СГУК ЯМ;
при наличии в организации системы учета и контроля ЯМ все РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) учитываются в данной системе учета и контроля;
при отсутствии в организации системы учета и контроля ЯМ и учете всех РВ не в составе ЗРИ на основе ЯМ (ОРИ) в системе учета и контроля РВ и РАО необходимо проверить, что сумма ЯМ во всех данных учетных единицах не более минимальных количеств, указанных в НП-030-12.
9. По пункту 10 проверяется, что для используемых в организации ЗРИ изготовителем установлена и указана в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не установлена изготовителем (что характерно для ЗРИ, от даты изготовления которых прошло 10 лет и более, а также для ЗРИ импортного производства), то ее должна установить самостоятельно организация-владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе согласно методике категорирования, приведенной в приложении N 2 к Правилам.
В случае самостоятельного установления организацией-владельцем категории ЗРИ по радиационной опасности рекомендуется при проведении проверки выборочно оценить правильность определения данной категории с использованием указанной выше методики категорирования, а также проверить соответствие категорий ЗРИ по радиационной опасности, указанных в учетных и отчетных документах организации. При этом необходимо принимать во внимание, что при определении категории ЗРИ по радиационной опасности используется только паспортная активность радионуклида, без учета того, что период полураспада радионуклида ЗРИ может быть меньше его назначенного срока службы (например, радионуклиды, используемые в целях гамма-дефектоскопии: иридий-192 с периодом полураспада 74 суток, селен-75 с периодом полураспада 120 суток).
Также для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, необходимо проверить предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ (в соответствии с положениями приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 сентября 2016 г. N 1/24-НПА "Об утверждении форм отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, порядка и сроков представления отчетов").
10. По пункту 11 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом структурном подразделении, осуществляющем обращение с РВ и РАО.
11. По пункту 12 Правил проверяется, что в организации (филиале, территориально обособленном подразделении) организационно-распорядительным актом (приказом) руководителя организации создана централизованная служба (или назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО, а также определен состав такой службы. Допускается организация отдельных централизованных служб по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.
При проверке учитывается, что при наличии перечисленных ниже условий допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль:
в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;
в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
12. По пунктам 13 и 15 Правил проверяется, что в организации разработано и утверждено руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации) Положение по учету и контролю РВ и РАО (далее - Положение), в котором отражаются следующие вопросы:
перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;
структура и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации, а именно:
организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации;
методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;
разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;
проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе проверка функционирования автоматизированной системы учета при ее наличии в организации);
предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
участие в проведении расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;
контроль мероприятий по устранению недостатков в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного контроля;
типы учетных единиц РВ и РАО в организации;
порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО, в том числе при:
приеме и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);
изготовлении РВ, образовании РАО;
переводе из одной категории в другую (РВ, РАО) или из одной системы учета в другую (СГУК РВ и РАО, СГУК ЯМ);
завершении технологических операций с РВ и РАО;
технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;
утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;
снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным;
сведения об организации системы измерений РВ и РАО;
сведения о мерах контроля доступа и средствах контроля доступа (далее - СКД) к РВ и РАО, в том числе:
об административно-технических мерах по ограничению доступа к РВ и РАО;
о порядке применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО;
о порядке действий в случае определения СКД несанкционированного доступа;
перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:
перечень учетных документов, которые ведутся в организации;
порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;
порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;
сроки хранения учетных документов;
порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:
список лиц, которым поручен административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО:
порядок действий работника при обнаружении нарушений и аномалий;
порядок проведения расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;
порядок информирования и отчетности по фактам нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;
порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организация процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;
порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе:
периодичность проведения инвентаризаций;
порядок подготовки к проведению инвентаризации;
порядок проведения инвентаризации;
порядок оформления результатов инвентаризации;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):
места образования технологических потерь;
методики (методы) измерений или расчетные методы для определения технологических потерь;
порядок документального оформления технологических потерь.
При этом учитывается, что фактическое содержание Положения будет определяться особенностями деятельности конкретной организации.
При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены данные вопросы (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), проверяется наличие в Положении ссылок на соответствующий документ.
13. По пункту 14 Правил проверяется, что учет и контроль РВ и РАО в организации осуществляются на всех стадиях обращения с ними в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой самой организацией.
14. По пункту 16 Правил в организации проверяется, что требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии (например, установлена требуемая частота инвентаризации РВ и РАО, определены сроки постановки на учет РВ и РАО, направляются в установленные сроки предварительные уведомления об отправке РВ и РАО).
Также проверяется, что Положение пересматривается не реже одного раза в пять лет с учетом того, что положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут разрабатываться в организации в виде отдельных документов.
15. По пункту 17 Правил проверяется, что при наличии в организации трех и более структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения разработана и утверждена руководителем организации инструкция по учету и контролю РВ и РАО, в которой отражены следующие вопросы:
организация работ по учету и контролю РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе состав и функции персонала структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
процедуры учета и контроля РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в структурном подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
применяемые в структурном подразделении методики (методы) и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;
перечень и формы учетных документов в структурном подразделении и порядок их ведения;
особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурном подразделении.
Проверяется также, что инструкция содержит особенности осуществления учета и контроля РВ и РАО в конкретном структурном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации) и соблюдается срок пересмотра данной инструкции - не реже одного раза в пять лет.
При наличии в структуре организации нескольких филиалов в каждом из филиалов разрабатывается Положение по учету и контролю РВ и РАО, а при нахождении в составе каждого филиала более трех структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ (РАО), проверяются разработанные для каждого из подразделений инструкции по учету и контролю РВ и РАО.
IV. Проверка требований, содержащихся в главе IV Правил "Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
16. По пункту 18 Правил проверяется, что РВ и РАО ставятся на учет с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах учета и других документах) в случаях:
поступления в организацию;
производства (образования);
перевода из одной категории в другую (ЯМ, РВ, РАО);
обнаружения неучтенных, бесхозяйных или ранее утерянных.
17. По пункту 19 Правил проверяется, что определение содержания РВ в ядерном топливе (на основании измерений, расчетов) проводится:
в случае хранения ядерного топлива более 12 месяцев после выгрузки из активной зоны ядерного реактора;
при передаче между организациями;
при переработке ядерного топлива.
В данном случае (например, на атомных станциях) проверяется ведение журналов учета ядерного топлива в ЗБМ, оформление паспортов РВ, содержащихся в ядерном топливе, других учетных документов, выполнение процедуры расчета РВ в ядерном топливе.
18. По пункту 20 Правил проверяется, что снятие с учета РВ в системе учета и контроля РВ и РАО проводится в установленном в организации порядке в следующих случаях:
завершения технологической операции, связанной с расходованием РВ;
истечения назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ (в том числе встроенного в прибор или установку) или другого изделия с РВ с одновременной постановкой на учет как РАО (при выполнении критериев отнесения к РАО);
утери;
технологических потерь (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
снижения активностей до значений ниже минимально значимых, установленных в приложении N 1 к Правилам (например, начальное количество радионуклида калифорний-252 с периодом полураспада 2,64 года за десять лет уменьшается в 16 раз);
перевода РВ из СГУК РВ и РАО в СГУК ЯМ с одновременной постановкой на учет в СГУК ЯМ (например, при изготовлении ЗРИ на основе ядерных материалов в случае равенства или превышения в изготовленном единичном ЗРИ минимального количества ЯМ, указанного в НП-030-12, необходимо проверить приходно-расходный журнал, акт перевода РВ в ЯМ, предоставление в установленные сроки отчетных документов по переводу из одной системы учета и контроля в другую);
перевода в РАО с одновременной постановкой РАО на учет (при выполнении критериев отнесения к РАО). Например, раствор цезия-137 с периодом полураспада 30,17 года и удельной активностью 20 Бк/г по завершении технологических операций может быть при необходимости поставлен на учет как РАО, так как соотношение его удельной активности к предельному значению удельной активности цезия-137 (1,1 Бк/г), приведенному в критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным, превышает единицу;
передачи другой организации.
19. По пункту 21 Правил проверяется, что снятие с учета РАО в системе учета и контроля РВ и РАО проводится в установленном в организации порядке в следующих случаях:
передачи РАО другой организации;
переработки или переупаковки с постановкой на учет образовавшихся РАО, а также образованных (полученных) в результате переработки РВ и/или ЯМ (при наличии таких РВ и/или ЯМ);
утери РАО;
снижения активности РАО до значений, при которых не выполняются критерии отнесения к РАО.
V. Проверка требований, содержащихся в главе V Правил "Меры контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам"
20. По пункту 22 Правил проверяется, что передачи РВ и РАО между исполнителями работ с РВ и РАО, между технологическими сменами, другие виды передач РВ и РАО оформляются документально, соответственно обеспечивается непрерывность контроля и учета доступа к РВ и РАО и обращения с ними.
21. По пункту 25 и 26 Правил проверяется, что в организации в учете и контроле РВ и РАО применяются пломбы, соответствующие требованиям действующих национальных стандартов Российской Федерации (например, по сертификату соответствия или наличию на пломбе требуемой маркировки в соответствии с п. 6.6.2 ГОСТ 31283-2004):
ГОСТ 31281-2004 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2005 г. N 160-ст);
ГОСТ 31282-2004 "Устройства пломбировочные. Классификация" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2005 г. N 158-ст);
ГОСТ 31283-2004 "Пломбы индикаторные. Общие технические требования" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2005 г. N 159-ст);
ГОСТ Р 52734-2007 "Устройства пломбировочные для опасных грузов. Общие технические требования" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2007 г. N 172-ст);
ГОСТ 31315-2015 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 апреля 2016 г. N 234-ст).
При проверке контролируется, что в качестве объектов пломбирования с учетом особенностей конкретной организации определены:
контейнеры, сейфы и другое оборудование, где имеются в наличии РВ и РАО;
места доступа к этому оборудованию с учетом технической возможности установки пломб.
Проверяется, что в организации для контроля доступа к ЗРИ 1, 2 и 3 категории по радиационной опасности, высокоактивным и среднеактивным РАО применяются только пломбы с уникальными идентификационными признаками.
При этом учитывается, что для контроля доступа к РВ в составе изделий, не являющихся ЗРИ (ОРИ, изделия радиационной защиты, защитные контейнеры), а также к РВ не в составе изделий в организации также должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками.
Для целей учета и контроля ЗРИ 4 и 5 категорий по радиационной опасности, низкоактивных и очень низкоактивных РАО (за исключением мест доступа в хранилища таких РАО) допускается применение пломб без уникальных идентификаторов.
К пломбам без уникальных идентификаторов можно отнести алюминиевые и пластмассовые пломбы, устанавливаемые с помощью пломбира, так как оттиск на пломбах данного типа не является уникальным идентификатором.
При этом пломбы могут не устанавливаться на учетные единицы с РВ и РАО, целостность которых обеспечена их конструкцией (РВ и РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы) и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.
При проверке контролируется, что в подразделении в нерабочее время обеспечивается установка не менее двух пломб на пути доступа к ЗРИ 1, 2 и 3 категории по радиационной опасности и высокоактивным РАО и не менее одной пломбы на пути доступа к ЗРИ 4 и 5 категории по радиационной опасности и РАО, не относящимся к высокоактивным (среднеактивным, низкоактивным и очень низкоактивным РАО). В связи с отсутствием методики категоризации по опасности для РВ в составе изделий, не являющихся ЗРИ (ОРИ, изделия радиационной защиты, защитные контейнера), а также для РВ не в составе изделий в подразделении в нерабочее время контролируется установка не менее одной пломбы на пути доступа к данным учетным единицам.
23. По пункту 27 Правил проверяется, что в организации состояние и целостность пломб контролируется периодически не реже одного раза между проведением инвентаризаций и результаты таких проверок регистрируются документально (например, по записям о проверке в журналах установки и снятия пломб в соответствующем подразделении либо по акту административного контроля в целом по организации).
24. Проверяется, что обращение с пломбами осуществляется в соответствии с разработанной (либо в виде отдельного документа, либо в виде одного из разделов Положения) и утвержденной руководителем организации программой применения пломб, в которой содержится информация, предусмотренная пунктом 28 Правил.
Срок пересмотра указанной программы - не реже одного раза в пять лет.
При проверке учитывается, что в организациях, осуществляющих обращение только с ЗРИ 4, 5 категории по радиационной опасности, программу применения пломб допускается не разрабатывать.
25. По пункту 29 Правил проверяется, что в организации ведутся журналы учета пломб и журналы установки и снятия пломб.
26. По пункту 30 Правил проверяется, что в случае применения в качестве СКД систем наблюдения в документах организации установлены:
порядок применения таких систем в целях контроля доступа к РВ и РАО;
порядок документальной регистрации результатов применения систем.
VI. Проверка требований, содержащихся в главе VI Правил "Измерения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для осуществления их учета и контроля"
27. По пункту 31 Правил проверяется, что в организации при изготовлении новых ЗРИ, изделий с РВ, образовании РВ (РАО), обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ (РАО) проводятся учетные измерения, при этом оформляются учетные данные с учетом требований к обязательным сведениям в журналах учета в соответствии с пунктом 74 Правил.
При этом при определении учетных данных допускается использование расчетных методов, если при этом новые учетные значения получаются путем расчета (пересчета) на основе ранее полученных результатов измерений (например, при образовании РАО в виде отработавшего ЗРИ). Необходимо проверить, что соответствующие используемые расчетные методы и порядок их применения описаны в документах организации.
28. По пункту 32 Правил проверяется, что в организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, разработана (отдельным документом или в виде одного из разделов Положения) и утверждена руководителем организации программа измерений, включающая в себя следующие вопросы:
описание выполняемых в организации в целях учета и контроля РВ и РАО измерений;
перечень используемых в целях учета и контроля РВ и РАО средств измерений (должен содержать тип средства и его модификацию), типов стандартных образцов (при наличии), процедур пробоотбора (при наличии), методик (методов) измерений и расчетных методов (при наличии);
формы и порядок оформления результатов измерений;
сведения о периодичности проведения измерений.
Срок пересмотра указанной программы - не реже одного раза в пять лет.
29. По пункту 33 Правил проверяется, что методики (методы) измерений (кроме прямых измерений), относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии, разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами и действующими национальными стандартами Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, содержат значение или порядок оценки погрешности результатов измерений:
ГОСТ Р 8.563-2009 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1253-ст);
ГОСТ 8.638-2013 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения" (введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2014 г. N 138-ст).
Также проверяется, что при проведении измерений в организации применяются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, выполнение прямых измерений проводится по инструкциям, документации по применению соответствующих средств измерений, при этом технические характеристики средств измерений соответствуют характеристикам измеряемых величин (например, при использовании дозиметра рекомендуется проверить его срок поверки, включение его в перечень средств измерений).
30. По пункту 34 Правил проверяется, что документальное оформление (представление) результатов измерений осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и действующих национальных стандартов в области обеспечения единства измерений.
31. По пункту 35 Правил проверяется, что в организации, осуществляющей учетные измерения РВ и РАО, для обеспечения качества измерений разработана и внедрена программа контроля качества измерений, содержащая описание процедур контроля качества измерений (например, организация и порядок поверки (калибровки) средств измерений, проведения внутреннего контроля качества результатов измерений). Срок пересмотра программы - не реже одного раза в пять лет. При этом допускается включение программы контроля качества измерений в программу измерений.
32. По пункту 36 Правил учитывается, что при наличии в организации отдельных документов, предусмотренных программой измерения или программой контроля качества измерений, допускается указание в данных программах соответствующих ссылок.
VII. Проверка требований, содержащихся в главе VII Правил "Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями"
33. По пункту 37 Правил проверяется, что передача РВ (в том числе ЗРИ 1 и 2 категории по радиационной опасности) и удаляемых РАО 1, 2 и 5 классов предваряется оформлением уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя (критерии классификации удаляемых РАО определены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069).
При проверке данного вопроса учитывается, что в соответствии с критериями классификации удаляемых РАО к удаляемым РАО 2 класса относятся, в частности, отработавшие закрытые радионуклидные источники 1 и 2 категории по радиационной опасности.
Учитывается, что оформление организацией-отправителем предварительных уведомлений не требуется при передаче:
РВ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125;
РВ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более 106 Бк;
РВ в ядерном топливе;
ЗРИ 3, 4 и 5 категории по радиационной опасности;
жидких РАО национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами по трубе.
При этом проверяется:
срок отправки организацией-отправителем предварительного уведомления об отправлении организации-получателю и структурному подразделению Ростехнадзора, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-отправителем, - не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отправки РВ (РАО);
срок отправки организацией-получателем уведомления о готовности к получению организации-отправителю и структурному подразделению Ростехнадзора, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-получателем, - в течение одного рабочего дня после получения предварительного уведомления об отправлении;
срок отправки организацией-получателем подтверждения о получении РВ (РАО) в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-получателем, - после получения РВ и РАО.
34. По пункту 38 Правил проверяется, что в случае внеплановых отправлений предварительные уведомления направлены организацией-отправителем не позднее трех рабочих дней после определения сроков отправления.
35. По пункту 39 Правил проверяется, что организация-отправитель после отправки РВ (РАО) в течение трех рабочих дней направила паспорта (формуляры, сертификаты, акты, накладные) на них, если они не были отправлены с грузом организации-получателю.
36. По пункту 40 Правил проверяется, что передача РВ в ядерном топливе осуществляется в соответствии с процедурами и требованиями, установленными в СГУК ЯМ.
37. По пункту 41 Правил проверяется, что организацией-получателем в течение трех рабочих дней проверено соответствие полученных РВ (РАО) данным организации-отправителя, организовано их временное хранение.
38. По пункту 42 Правил проверяется, что постановка на учет РВ (РАО) предваряется входным контролем, включающим в себя:
внешний осмотр учетных единиц (упаковок) с РВ, РАО (кроме передачи жидких РАО национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами по трубе);
проверку атрибутивных признаков: наличие учетных единиц; соответствие количества и типа учетных единиц и их идентификаторов учетным данным; целостность учетных единиц; соответствие номеров и типов пломб учетным данным;
проверку фактического наличия РВ (РАО).
39. По пункту 43 Правил проверяется, что при проверке фактического наличия РВ (РАО) в организации применяются средства измерения.
В качестве проверки фактического наличия с помощью средств измерения может проводиться, например, установление соответствия измеренных энергий гамма-линий справочным значениям энергий гамма-линий для радионуклидов, имеющихся в ЗРИ, по учетным данным в соответствии с программой измерений.
Также с целью проверки фактического наличия могут проводиться измерения с целью определения или подтверждения учетных данных (всех или выборочно), например: масса/объем, удельная активность альфа-, бета- излучающих нуклидов для твердых и жидких РВ и РАО, объемная активность для газообразных РВ и РАО, радионуклидный состав.
Для ЗРИ, встроенного в прибор или установку, в качестве проверки фактического наличия может устанавливаться факт выполнения определенного технологического процесса, подтверждающего наличие встроенного ЗРИ.
40. По пунктам 44, 45 Правил в организации-получателе проверяется, что входной контроль и постановка на учет РВ (РАО) выполнены не позднее 10 суток после получения РВ (РАО) и паспортов (формуляров, сертификатов, актов, накладных) на них в соответствии с установленным порядком.
Результаты входного контроля РВ (РАО) при этом оформлены документально, включая выводы по результатам входного контроля и дату его проведения, фамилии, должности и подписи лиц, выполнявших входной контроль.
41. По пункту 46 Правил проверяется, что постановка на учет РВ (РАО) организацией-получателем оформлена записью в учетных документах и уведомлением об этом организации-отправителя в течение одного рабочего дня после оформления учетных документов.
42. По пункту 47 Правил проверяется, что организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ (РАО) в организации-получателе сняла их со своего учета в течение двух рабочих дней той же датой, которой организация-получатель поставила их на учет.
43. По пункту 48 Правил проверяется, что в случае проведения организацией-получателем измерений количественных характеристик РВ (РАО) в рамках входного контроля проведена оценка расхождения данных отправителя и получателя как разница между значениями, указанными отправителем (паспортными данными), и результатами измерений получателем.
44. По пунктам 49, 50 Правил проверяется постановка организацией-получателем РВ (РАО) на учет по данным организации-отправителя, если расхождение между данными отправителя и результатами измерений получателя находится в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,95 (доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя.
При этом проверяется, что в случае обнаружения статистически значимого расхождения данных отправителя и результатов измерений получателя (расхождение находится вне интервала, указанного в пункте 49 Правил), а также несоответствия фактических данных входного контроля (например, количество или идентификаторы учетных единиц (упаковок) не соответствует данным сопроводительных документов) получатель проинформировал отправителя о наличии такого расхождения и действовал с учетом требований раздела IX Правил, при этом отправителем и получателем были приняты меры по выявлению причин расхождений.
При проверке учитывается, что до получения согласованных данных по РВ (РАО), по которым были обнаружены несоответствия, эти РВ (РАО) должны находиться на учете у отправителя, а ответственность за сохранность таких РВ (РАО) несет получатель.
VIII. Проверка требований, содержащихся в главе VIII Правил "Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
46. По пункту 51 Правил проверяется, что в организации проводятся следующие виды инвентаризации РВ и РАО:
плановая;
внеплановая.
47. По пунктам 52, 53 Правил проверяется, что плановая инвентаризация РВ и РАО проводится в соответствии с установленным в организации порядком в установленные сроки и по структурным подразделениям, осуществляющим обращение с РВ и РАО (при этом должна быть обеспечена инвентаризация всех учетных единиц c РВ, РАО):
для РВ - в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в 12 календарных месяцев (для РВ в ядерном топливе инвентаризация проводится в соответствии с частотой проведения физической инвентаризации ядерных материалов, установленной в соответствующей зоне баланса материалов);
для РАО - в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, не реже одного раза в 60 календарных месяцев.
В данном случае, например, рекомендуется сравнить перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО, указанный в приказе о проведении плановой инвентаризации РВ (РАО), с перечнем данных подразделений, приведенным в Положении, а фактическую организацию плановой инвентаризации РВ и РАО - с порядком, описанным в Положении.
При этом учитывается, что отсутствие в подразделении на момент проведения инвентаризации РВ (РАО) не является поводом для нарушения периодичности ее проведения.
48. По пункту 54 Правил проверяется, что внеплановая инвентаризация проведена в следующих случаях:
изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации;
полного прекращения работ с РВ и РАО;
установления факта аномалии, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО;
после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
в иных случаях по решению руководителя организации, соответствующего органа управления использованием атомной энергии, Ростехнадзора в пределах их компетенции.
49. По пунктам 55, 56 Правил проверяется, что организационно - распорядительным актом руководителя организации назначена инвентаризационная комиссия, определены структурные подразделения организации, в которых проводится инвентаризация, определены дата начала и сроки проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения РВ и РАО на период инвентаризации, включая отправление и получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов), без разрешения председателя инвентаризационной комиссии. Следует учесть, что в случае проведения одновременной инвентаризации в нескольких структурных подразделениях могут назначаться несколько инвентаризационных комиссий.
При этом проверяется, что в состав инвентаризационной комиссии включено не менее трех человек, включая председателя, а в случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производилось на основании распорядительного документа руководителя организации.
50. По пункту 57 Правил проверяется, что на основании учетных данных в подразделении на дату начала инвентаризации составлен список наличного количества РВ и РАО, а по результатам инвентаризации комиссией составлен список фактически наличного количества РВ и РАО, подписанный всеми членами инвентаризационной комиссии.
51. По пункту 58 Правил проверяется, что до начала инвентаризации учетные единицы с РВ и РАО были приведены в состояние, позволяющее проверить их наличие, целостность и идентификационные признаки, а при проведении инвентаризации определено фактическое наличие РВ и РАО и его соответствие списку наличного количества.
52. По пункту 59 Правил проверяется, что при проведении инвентаризации оценены результаты применения СКД за период между инвентаризациями и сделаны выводы о наличии или отсутствии несанкционированного доступа за указанный период (например, по содержанию справки от службы безопасности о работоспособности средств наблюдения в период между инвентаризациями и отсутствию несанкционированного доступа).
53. По пункту 60 Правил проверяется, что при проведении инвентаризации проведены проверки атрибутивных признаков учетных единиц с РВ и РАО, а также проверка фактического наличия (отсутствия недостачи или излишка) РВ и РАО с использованием средств измерений (проверка атрибутивных признаков и фактического наличия проводится аналогично требованиям пунктов 42 и 43 Правил) в соответствии с программой измерений (например, для ЗРИ, ОРИ и изделий из обедненного урана - наличие ионизирующего излучения; для твердых РАО - измерение массы; для жидких РАО - измерение уровня и объема в емкостях).
54. По пункту 61 Правил учитывается, что объем измерений и применения технических средств при проведении инвентаризации может быть снижен с учетом конструктивных особенностей мест хранения, дозовых затрат персонала и возможности проведения указанных работ.
Если проведение измерений и применение технических средств сопряжено с необоснованным облучением персонала, а также для пунктов хранения РАО, конструктивные особенности которых не позволяют извлечь из них РАО без проведения сложных технических мероприятий, допускается проверка фактического наличия РВ и РАО по отсутствию несанкционированного доступа к ним в соответствии с результатами применения СКД.
Для законсервированных пунктов хранения РАО в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия допускается проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб учетным данным в местах доступа в хранилище, проверку целостности конструкции хранилища, обеспечивающей сохранность размещенных в нем РАО, анализ других СКД.
Аналогично для эксплуатирующихся хранилищ РАО, имеющих в своем составе отдельные помещения, участки, залы, выработки, скважины, в которых дальнейшее размещение РАО не планируется или невозможно, и в случае сохранения целостности конструкции этих объемов и обеспечения отсутствия доступа в них допускается в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия для РАО на таких объектах проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб в местах доступа в данные объекты.
55. По пункту 62 Правил проверяется, что в случае обнаружения в результате инвентаризации неучтенных, бесхозяйных РВ (РАО), обнаружения расхождений в результатах измерений и учетных данных выполнялись учетные измерения для определения фактического наличия и количества РВ (РАО).
56. По пункту 63 Правил проверяется, что по результатам инвентаризации РВ (РАО) составлен акт инвентаризационной комиссии, в котором отражены:
результаты проверки ведения учетных документов, проверки наличия учетных единиц РВ (РАО);
результаты измерений, выполненных при проведении инвентаризации (если проводились);
результаты проверки СКД;
список фактически наличного количества РВ (РАО);
выводы о наличии РВ (РАО);
все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ (РАО), а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков;
особые мнения членов комиссии (при наличии).
При этом проверяется, что акт инвентаризационной комиссии подписан председателем, всеми членами инвентаризационной комиссии и утвержден руководителем организации. Результаты измерений, результаты проверки СКД и список фактически наличного количества РВ (РАО) при этом могут оформляться в виде приложений к акту.
В случае проведения инвентаризации одновременно в нескольких структурных подразделениях проверить, что акт инвентаризации составлен по каждому структурному подразделению (при этом допускается оформлять один акт, в таком случае в акте указываются информация и выводы по каждому структурному подразделению).
IX. Проверка требований, содержащихся в главе IX Правил "Действия при обнаружении нарушений и аномалий в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
57. По пункту 65 Правил проверяется, что в организации указанные ниже факты классифицируются как нарушения в учете и контроле РВ и РАО (например, в Положении или другом документе организации):
нарушение порядка использования и передачи РВ и РАО, в том числе:
перемещение или использование РВ и РАО в организации, проведение работ с ними без наличия надлежаще оформленного разрешения на такое перемещение (использование) или проведение работ;
отсутствие документального оформления передачи РВ и РАО для проведения работ, в том числе другим организациям;
ошибки в учетных или отчетных документах, в том числе:
несоответствие между собой данных в разных учетных документах или в разных отчетных документах;
несоответствие данных в отчетных документах данным в учетных документах;
отсутствие требуемых данных в учетных или отчетных документах (отсутствие заполнения обязательных позиций в учетных или отчетных документах);
исправление учетных или отчетных данных, выполненное не в соответствии с установленным порядком;
повреждение СКД, в том числе:
повреждение, разрушение пломбы, установленной на объекте контроля;
несоответствие номера пломбы, либо типа пломбы, либо объекта пломбировки документально зарегистрированным данным;
несоответствие способа установки пломбы инструкции (документации) по его установке;
не соответствующая по типу либо несанкционированная к применению в организации пломба;
повреждение, неработоспособность установленных в организации систем наблюдения для целей учета и контроля РВ и РАО, приведшее к потере контроля за РВ и РАО;
отсутствие записей установленных систем наблюдения в течение времени, определенного в организации для их хранения;
нарушение целостности учетной единицы РВ или РАО;
несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы с РВ и РАО учетным данным, в том числе:
несоответствие учетных данных (масса, активность и другие) по учетной единице РВ или РАО фактическим параметрам (с учетом распада);
несоответствие серийного номера или типа (модели) ЗРИ, изделия или упаковки с РВ и РАО;
несоответствие категории ЗРИ по радиационной опасности или класса РАО по активности;
другие нарушения требований к учету и контролю РВ и РАО, установленные законодательством Российской Федерации.
58. По пункту 66 Правил проверяется, что в организации указанные факты классифицируются как аномалии в учете и контроле РВ и РАО (например, в Положении или другом документе):
недостача (излишек) учетных единиц (в том числе изделий или упаковок) с РВ и РАО, в том числе:
утеря, обнаружение утерянных ранее, обнаружение неучтенных, бесхозяйных РВ и РАО;
наличие статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве РВ, РАО, определенных в соответствии с пунктом 50 Правил;
расхождение значений фактически наличного количества РВ, РАО с данными учетных документов, выявленное в ходе инвентаризации или при проведении измерений;
хищение или несанкционированное использование РВ и РАО, в том числе:
факт хищения РВ и РАО;
передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим соответствующей лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО.
59. По пунктам 67, 68, 69, 70 Правил проверяется, что при обнаружении аномалий в учете и контроле РВ и РАО организация приняла меры для расследования причин возникновения аномалии и устранения ее последствий.
При этом проверяется, что в соответствии с установленным в организации порядком проведено расследование для определения причин нарушений (аномалий) и устранения последствий, а результаты такого расследования оформлены документально с указанием:
даты и времени обнаружения аномалии;
структурного подразделения, в котором обнаружена аномалия;
описания аномалии;
причин возникновения аномалии;
количественных характеристик РВ (РАО), связанных с аномалией;
принятых мер по предупреждению возникновения подобных аномалий.
Проверяется, что если в течение 24 часов после обнаружения аномалии ее причины не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то информация о данном обстоятельстве предоставлена в Ростехнадзор в установленный срок (в течение следующих 24 часов).
X. Проверка требований, содержащихся в главе X Правил "Административный контроль"
60. По пунктам 71, 72, 73 Правил в организации проверяется, что административный контроль состояния учета и контроля РВ и РАО в организации проводится и оформляется в соответствии с установленным в организации порядком, который предусматривает выполнение проверки соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в организации и в подразделениях, касающихся:
ведения учетной документации в подразделениях;
порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях;
порядка применения СКД;
функционирования системы измерений в целях учета и контроля РВ и РАО;
выборочной проверки фактического наличия РВ и РАО в местах их нахождения, выборочной сверки учетных данных и фактических параметров РВ и РАО;
контроля проведения расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО, порядка их документирования и принятия необходимых мер по устранению их последствий;
проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала.
Проверяется, что результаты административного контроля содержат:
дату и время проверки;
перечень проверенных подразделений;
направления проверки;
обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле РВ и РАО и указания по их устранению (при наличии);
подписи всех членов комиссии (уполномоченного должностного лица), проводивших проверку.
XI. Проверка требований, содержащихся в главе XI Правил "Учетные и отчетные документы"
61. По пункту 74 Правил проверяется, что в организации (ее подразделениях) ведутся учетные документы, которые содержат данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО и операциях, проведенных с ними. К учетным документам относятся:
подлинники приходно-расходных документов по РВ и РАО;
паспорта (формуляры, сертификаты) на РВ и РАО;
подлинники учетных документов - журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные учетные документы, установленные в организации и ее подразделениях, а также электронные формы ведения журналов учета РВ и РАО (при их наличии). Необходимо проверить, что формы журналов учета (и других учетных документов) установлены в соответствующих инструкциях по учету и контролю РВ и РАО в организации.
Также проверяется, что организация обеспечивает наличие и своевременную регистрацию учетных данных, в том числе обязательных сведений в журналах учета, приведенных в приложениях N 3-10 к Правилам. При этом данные учетных документов должны обеспечивать возможность составления и подготовки отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО.
62. По пункту 75 Правил проверяется, что если организация обращается с ЗРИ или изделиями с РВ на основе ЯМ, не учитываемого в СГУК ЯМ, и количество ЯМ в таких ЗРИ или изделиях с РВ не указано изготовителем, то это количество определено организацией-владельцем ЗРИ или изделия с РВ в паспорте (сертификате) на данный ЗРИ или изделие с РВ, либо в отдельном документе. Пример методики пересчета активности ядерного материала в его массу приведен в приложении N 11 к Правилам.
63. По пункту 76 Правил проверяется, что организация при изготовлении ЗРИ (партии ЗРИ) или изделия с РВ обеспечивает их паспортом (сертификатом), в который включается информация:
номер паспорта (сертификата);
тип (ЗРИ, изделие с РВ и т.д.);
индивидуальный номер изделия;
дата изготовления (выпуска);
организация-изготовитель;
радионуклид (радионуклиды) и значения активности радионуклидов и их погрешности на дату изготовления (в случае если значение активности радионуклида измерялось не на дату его изготовления (выпуска), указывается расчетная активность на дату изготовления (выпуска) или дата, на которую определена активность);
значение удельной активности, объема, массы, плотности, насыпной плотности РВ (при необходимости) и их погрешности;
назначенный срок службы;
информация о категории радионуклидного источника по радиационной опасности (для ЗРИ);
масса ЯМ (элементов и изотопов, если содержит ЯМ) и ее погрешность;
комплект поставки (для партий однотипных ЗРИ или изделий с РВ);
информация о транспортном упаковочном контейнере (при наличии).
Проверяется, что организация обеспечивает присвоение индивидуальных номеров по следующей схеме: регистрационный номер изготовителя в СГУК РВ и РАО, год изготовления и серийный номер изделия, а также нанесение данной информации на ЗРИ или изделие с РВ, прибор, упаковку с ЗРИ (с учетом такой возможности исходя из их размеров и формы).
Регистрационный номер изготовителя присваивается при регистрации организации в СГУК РВ и РАО и указывается на титульных листах оперативных отчетов, направляемых в соответствии с положениями приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 сентября 2016 г. N 1/24-НПА.
64. По пункту 77 Правил проверяется, что организация, изготовившая или получившая партию ЗРИ и осуществляющая ее разукомплектование, обеспечила каждую вновь образовавшуюся партию ЗРИ или отдельный ЗРИ паспортом. При использовании для этой цели паспорта предприятия-изготовителя (его копии) новое количество ЗРИ заверяется печатью организации-отправителя, при этом ЗРИ 1 и 2 категории по радиационной опасности должны иметь индивидуальные паспорта.
Также для партии однотипных упаковок РВ (или партии однотипных изделий, содержащих РВ) однородного радионуклидного состава проверяется, что организация, производящая ее разукомплектование, обеспечила паспортом каждую вновь образовавшуюся партию РВ (отдельное изделие с РВ).
65. По пункту 78 Правил проверяется, что в организации введены и поддерживаются меры по соблюдению срока хранения учетных документов:
по РВ:
бессрочно для РВ, находящихся в организации;
в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию, за исключением РВ в ядерном топливе (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с РВ);
в течение всего срока хранения ядерного топлива после передачи РВ в ядерном топливе на хранение и/или переработку в другую организацию (кроме паспортов, формуляров, сертификатов и других учетных документов, передаваемых вместе с такими РВ);
по РАО:
бессрочно для РАО, находящихся в организации;
в течение всего срока хранения после передачи РАО на хранение в другую организацию;
в течение 10 лет после снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;
бессрочно для РАО, переданных на захоронение (кроме учетных документов, передаваемых вместе с РАО);
по сбросам и выбросам радионуклидов:
в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;
бессрочно в случае превышения допустимых значений.
66. По пункту 79 Правил проверяется, что исправление учетных данных в учетных документах проводится внесением новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи и возможностью ее прочтения, с отметкой ее как ошибочной и указанием даты и лица, внесшего изменения, и его подписи. Аналогичный порядок должен обеспечиваться для электронных форм учетных документов.
67. По пункту 80 Правил проверяется, что отчетные документы составляются и оформляются на основе учетных документов и результатов инвентаризации по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО.
68. По пункту 81 Правил проверяется, что организация предоставляет отчетные документы в информационно-аналитический центр СГУК РВ и РАО в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.
69. По пункту 82 Правил проверяется, что исправление отчетных данных проводится только путем предоставления новых отчетных документов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
XI. Проверка требований, содержащихся в главе XI Правил "Требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
70. По пункту 83 Правил проверяется, что должностные лица и персонал, ответственные за учет и контроль РВ и РАО, проходят обучение и проверку знаний с установленной периодичностью - не реже одного раза в три года.
71. По пункту 84 Правил проверяется, что должностные лица, ответственные за организацию учета и контроля РВ и РАО в организации, проходят переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
72. По пункту 85 Правил проверяется, что руководящий персонал организации, ответственный за учет и контроль РВ и РАО, имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заново установлены Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и отходов в организации.
Они содержат разъяснения (рекомендации) для работников центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора по проведению проверок (инспекций) системы учета и контроля веществ и отходов.
Правила не распространяются на вещества оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; на ядерные материалы, подлежащие учету в системе госучета и контроля.
Прежние правила признаны утратившими силу.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 сентября 2018 г. N 457 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке выполнения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
Текст приказа официально опубликован не был