В 2015 году Национальной комиссией по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей Роспотребнадзора (далее - Национальная комиссия) рассмотрено 428 "Карт эпидемиологического расследования случая острого вялого паралича" (далее - карта). Острый вялый паралич (далее - ОВП) подтвержден Национальной комиссией в 340 (79,4%) случаях. Среди представленных карт случаев полиомиелита, в т.ч. вакциноассоциированного (далее - ВАПП) не зарегистрировано.
Среди окончательных диагнозов случаев ОВП в 2015 г.:
- полирадикулонейропатии (в т.ч. синдром Гийена-Барре) (код 2) - 38,5%;
- поперечные миелиты (код 3) - 11,5%;
- мононейропатии, в т.ч. травматические (код 4) - 34,4%;
- опухоли спинного мозга (код 5) - 1,2%;
- периферические нейропатии вследствие инфекции (дифтерия, боррелиоз) или интоксикации (тикозы, укус змеи, отравления тяжелыми металлами) (код 6) - 0,6%;
- другие неспецифические неврологические заболевания (код 7) - 0,3%;
- параличи неизвестной этиологии (код 9) - 13,5%.
Следует отметить, что с 2011 г. количество "не уточненных ОВП" (параличи неизвестной этиологии) увеличилось с 0,6% (2 случая) до 13,5% (46 случаев).
Доля отмененных Национальной комиссией случаев ОВП (окончательная классификация - "не ОВП", код 0) выросла с 14% (2011 г.) до 20,5% (2015 г.) от всех сообщенных по оперативной информации случаев, что может свидетельствовать как о недостаточной подготовке медицинских работников по диагностике ОВП, так и о неэффективной работе региональных комиссий экспертов по диагностике полиомиелита и ОВП.
Национальная комиссия обращает внимание, что диагноз по каждому случаю ОВП, выставленный региональной комиссией в субъекте Российской Федерации, должен указываться во 2 части карты, отражать причину ОВП и соответствовать Международной классификации болезней X пересмотра (МКБ-10). Кроме того, в связи с участившейся регистрацией случаев парезов пальцев конечностей без пареза других отделов конечностей (кисти, предплечья, плеча, голени, бедра) Национальная комиссия не рекомендует регистрацию таких парезов, а также случаев акушерских парезов.
В 2015 г. все карты поступали в соответствии с регламентируемыми методическими указаниями 3.1.1.2360-08 "Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и острыми вялыми параличами в постсертификационный период" сроком представления. В сложных и неясных случаях требовались запросы дополнительной информации в виде выписок из историй болезни. В ряде случаев данные в представленных выписках из истории болезни расходились с данными карты эпидрасследования, что значительно затрудняло окончательную классификацию в установленные сроки (в течение 120 дней от начала паралича).
В последние годы увеличилось количество случаев поздней регистрации заболевания в результате пропуска медицинскими работниками синдрома ОВП. Так, в 2015 г. 48 зарегистрированных случаев ОВП выявлены несвоевременно, из них 22 случая - по причине пропуска ОВП медицинскими работниками, 26 случаев - из-за позднего обращения больных за медицинской помощью.
В 2015 г. Национальной комиссией рассмотрена медицинская документация на 2 случая с подозрением на перенесенный полиомиелит, которые не были зарегистрированы по программе надзора за полиомиелитом и ОВП (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2016 N 01/5900-16-32).
По данным документации, подтверждающей статус свободного от полиомиелита субъекта Российской Федерации в 2015 г., в Российской Федерации активному эпиднадзору подлежало 4750 объектов, выявлен 21 пропущенный случай ОВП. При этом имело место выявление пропущенных случаев непосредственно Национальной комиссией (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2016 N 01/5900-16-32), что также указывает на недостаточное качество проведения активного эпиднадзора в субъектах страны.
Все случаи ОВП были обследованы лабораторно. Материалы от всех "горячих" (приоритетных) случаев направлены для исследований в Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита. Дикий и вакцинородственный вирусы полиомиелита от больных ОВП, контактных в очагах ОВП не выделялись. При этом в ряде случаев имело место нарушение сроков доставки проб (более 72 часов) в лаборатории и ненадлежащее состояние самих проб, что может снижать качество лабораторных исследований. Кроме того, имела место несвоевременная доставка материала в Региональный центр эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП от случаев ОВП из республик Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальского, Приморского краев, Сахалинской области. Недостаточное количество материала (менее 8 гр.) отобрано от случаев ОВП в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Ростовской области.
Следует отметить, что после регистрации случая ОВП в единой компьютеризованной системе по инфекционным заболеваниям Европейского регионального бюро ВОЗ (CISID) внесение изменений в эпидномер случая в базе данных невозможно. В связи с этим необходимо обеспечить правильность присвоения уникального эпидномера, его соответствие в 1-ой и 2-ой частях карты и направлении на лабораторное исследование. Невыполнение этих условий затрудняет идентификацию и окончательную классификацию случая.
В соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" Национальная комиссия рекомендует не указывать имя больного в карте и медицинской документации, поступающей в Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции.
В целях совершенствования эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП, повышения качества и результативности работы Комиссии, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья предлагается:
1. Обеспечить:
1.1. Идентичность эпидемиологического номера в 1-ой и 2-ой частях карты, а также и на бланке лабораторного исследования материала от этого больного.
1.2. Качественное проведение активного эпидемиологического надзора.
1.3. Отбор и доставку материала от больных ОВП для исследования в соответствии с МУК 4.2.2410-08.
1.4. Подготовку медицинских работников по вопросам клиники и диагностики ОВП и полиомиелита, надзора за синдромом ОВП, мерам профилактики вакциноассоциированного паралитического полиомиелита.
2. При подозрении на полиомиелит представлять вместе с картой все необходимые документы в соответствии с СП 3.1.2951-11 "Профилактика полиомиелита".
3. Во 2-ой части карты указывать окончательный клинический диагноз, установленный региональной комиссией по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей, отражающий причину развития синдрома ОВП и соответствующий Международной классификации болезней X пересмотра (МКБ-10).
4. В случае отмены ОВП, при наличии отрицательного результата вирусологических исследований и при восстановлении пареза/паралича, 2-ую часть карты представлять в адрес Координационного центра в срок до 60 дней от даты начала пареза/паралича.
5. Довести указанную информацию до председателей и членов комиссий по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей в субъектах Российской Федерации.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 июля 2016 г. N 01/9505-16-27 "О работе Национальной комиссии по диагностике полиомиелита в 2015 году"
Текст письма официально опубликован не был