Постановление Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 9-АД18-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 17 по шашкам" Федорова Максима Владимировича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 июня 2016 г. N 5-346/2016 и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 7 ноября 2016 г. N 4а-1714/2016, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 17 по шашкам" (далее - МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 июня 2016 г. N 5-346/2016, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 7 ноября 2016 г. N 4а-1714/2017, МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам" Федоров М.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Административная ответственность, предусмотренная частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из материалов дела усматривается, что МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам" не исполнило в установленный срок до 12 апреля 2016 г. предписание должностного лица Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 марта 2016 г. N 2-475-51-16 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отмене приказа об отстранении от работы работника Л. Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок или ненадлежащем выполнении исключительно законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе производства по делу законный представитель учреждения Федоров М.В. приводил доводы о необоснованности привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, заявляя, что предписание от 24 марта 2016 г. N 2-475-51-16, за невыполнение которого учреждение подвергнуто административному наказанию, является незаконным.
В настоящей жалобе законным представителем учреждения Федоровым М.В. изложены аналогичные доводы.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении законность предписания от 24 марта 2016 г. N 2-475-51-16 проверена не была.
Между тем вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 марта 2017 г. по делу N 2А-3421/2017 предписание от 24 марта 2016 г. N 2-475-51-16 признано незаконным.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признание незаконным предписания, за неисполнение которого учреждение привлечено к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в деянии учреждения состава указанного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 июня 2016 г. N 5-346/2016 и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 7 ноября 2016 г. N 4а-1714/2016, вынесенные в отношении МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии учреждения состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу директора МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа N 17 по шашкам" Федорова М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 июня 2016 г. N 5-346/2016 и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 7 ноября 2016 г. N 4а-1714/2016, вынесенные в отношении МБУ ДО "ДЮСШ N 17 по шашкам" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 9-АД18-15
Текст постановления официально опубликован не был