Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18 Мосиякина Владимира Ивановича и Крутицкой Марины Михайловны о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 23 июля 2018 года N 197/2799 "О регистрации Городовой Юлии Викторовны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18" по апелляционным жалобам административных истцов на решение Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административных истцов Прокофьева М.А., возражения на доводы жалоб представителей Городовой Ю.В. - Посталакий А.С. и Чекуновой С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Иркутской области N 63/2-ЗС от 5 июня 2018 года выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением избирательной комиссии Иркутской области N 187/1878 от 3 мая 2018 года полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 18 возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию (далее - Тайшетская ТИК), которая зарегистрировала постановлениями от 6 июля 2018 года кандидата Мосиякина В.И., выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Коммунистическая партия социальной справедливости", от 25 июля 2018 года Крутицкую М.М., выдвинутую Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области, от 23 июля 2018 года Городову Ю.В., выдвинутую Региональным отделением в Иркутской области политической партии "Гражданская платформа".
Мосиякин В.И. и Крутицкая М.М. обратились в суд с административными исковыми заявлениями об отмене постановления N 197/2799 от 23 июля 2018 года о регистрации кандидата в депутаты Городовой Ю.В., ссылаясь на указание ею в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений об образовании и месте работы и роде занятий, что, по их мнению, свидетельствует об отсутствии в представленных для регистрации документах предусмотренных законом сведений, а также документа, подтверждающего наличие профессионального образования.
Определением Иркутского областного суда от 7 августа 2018 года административные дела по искам Крутицкой М.М. и Мосиякина В.И. объединены в одно производство.
Решением Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года в удовлетворении административных исков отказано.
В апелляционных жалобах административных истцов ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционных жалоб избирательной комиссией Иркутской области, Городовой Ю.В. и участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности их доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия считает решение суда законным.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 поименованного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных названным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с избирательным законодательством для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного закона, иного закона (подпункт "в.1").
Пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ определяет перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, среди которых указаны сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, год её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Согласно заявлению Городовой Ю.В. от 9 июля 2018 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты её местом работы является Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району, занимаемая должность - приёмный родитель, кандидат имеет профессиональное образование, окончила в 2009 году областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - профессиональное училище N 31, получила свидетельство об уровне квалификации N ... от 18 июня 2009 года, квалификация "продавец продовольственных товаров второго разряда".
В подтверждение приведённых сведений о профессиональном образовании Городова Ю.В. предоставила названный в заявлении документ, содержащий информацию о присвоении ей решением Государственной аттестационной комиссии от 18 июня 2009 года квалификации "продавец продовольственных товаров второго разряда".
Как следует из действующей на момент получения Городовой Ю.В. свидетельства об уровне квалификации Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 92, диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство об уровне квалификации поименованы документом государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации (пункт 1), выдаваемые начиная с 1 мая 2007 года, по профессиям начального профессионального образования, по которым образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, имеет государственную аккредитацию.
Пункт 1.2 названной инструкции устанавливает, что свидетельство об уровне квалификации выдаётся выпускникам, обучающимся не менее 1 года, но не завершившим по различным причинам освоение основной образовательной программы начального профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию с присвоением уровня квалификации, а также выпускникам, завершившим освоение программ профессиональной подготовки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию.
Поскольку Городова Ю.В., окончившая профессиональное училище, считала, что имеет профессиональное образование, о чём указала в заявлении о согласии баллотироваться, представила документ государственного образца, подтверждающий эти сведения, является правильным вывод суда об отсутствии у избирательной комиссии основания для отказа в регистрации кандидата в связи с отсутствием документов, подтверждающих сведения о профессиональном образовании, которые кандидат обязан указать при их наличии.
Несоответствие действительности сведений, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, федеральным законодателем не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о недействительности указанного свидетельства по причине отсутствия в нём отдельных реквизитов, предусмотренных названной выше инструкцией, не может быть положен в основу решения об отмене обжалуемого постановления Тайшетской ТИК о регистрации кандидата в депутаты Говоровой Ю.В.
Правомерно судом первой инстанции не расценено как основание для отмены обжалуемого решения избирательной комиссии то обстоятельство, что Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району не является местом работы приёмного родителя.
Приёмной семьёй признаётся опека или попечительство над ребёнком или детьми, осуществляемые по договору о приёмной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приёмными родителями или приёмным родителем, к отношениям по которому применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации, а в части, не урегулированной названным кодексом, - правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (пункты 1 и 2 статьи 152 поименованного кодекса), следовательно, приёмный родитель - это род занятий Городовой Ю.В. (документально подтверждённая деятельность кандидата, приносящая ему доход, пункт 57 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ), что ошибочно поименовано в заявлении о согласии баллотироваться как должность.
Между тем данное обстоятельство, как и указание места работы органа, с которым заключён договор о приёмной семье, исходя из норм избирательного законодательства не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному заключению об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебного решения.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Крутицкой М.М. и Мосиякина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-42
Текст определения официально опубликован не был