Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19 Евдокимова Александра Викторовича об отмене решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года N 97/784 "О регистрации Мукореза Виктора Александровича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19" по апелляционной жалобе Евдокимова А.В., поданной его представителем Прокофьевым М.А., на решение Иркутского областного суда от 13 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Евдокимова А.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административного истца Евдокимова А.В. - Прокофьева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" Россолини В.К., Ерлиной Е.А., Белозеровой Е.И., представителя Мукореза В. А. Белозеровой Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года N 63/2-ЗС "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва" на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13 июля 2018 года N 12/129 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" по одномандатным избирательным округам" заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых данным избирательным объединением по одномандатным избирательным округам.
В указанном списке по одномандатному избирательному округу N 19 значится Мукорез В.А., ... года рождения.
Решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года N 97/784 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19 зарегистрирован Мукорез В.А., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" и зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения (протокол заседания Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года N 97).
Евдокимов А.В., выдвинутый избирательным объединением Политическая партия Коммунистическая Партия Социальной Справедливости и зарегистрированный решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 29 июня 2018 года N 89/723 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19 Мукореза В.А.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на нарушение кандидатом Мукорезом В.А. требований подпункта "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), поскольку в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах Мукорез В.А. указал идентификационный номер налогоплательщика, номер которого не совпадает с идентификационным номером налогоплательщика, указанным им же в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, и кроме того, в сведениях о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, составленных в отношении кандидата и его супруги Мукорез Е.Л., кандидат в депутаты Мукорез В.А. не указал вид документа, удостоверяющего личность, что, по мнению административного истца, нарушает принцип равенства кандидатов.
Решением Иркутского областного суда от 13 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в полном объеме и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Иркутской области, региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Административный истец Евдокимов А.В., административный ответчик Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия, заинтересованные лица - Избирательная комиссия Иркутской области, Мукорез В.А., избирательное объединение Политическая партия Коммунистическая Партия Социальной Справедливости о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы Евдокимова А.В. и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В силу подпункта "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13 июля 2018 N 12/129 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" по одномандатным избирательным округам. В указанном списке под номером 17 значится Мукорез В.А., ... года рождения, одномандатный избирательный округ N 19.
Решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года N 97/784 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19 зарегистрирован Мукорез В.А., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" и зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец Евдокимов А.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Мукореза В.А., зарегистрированного по тому же избирательному округу, поскольку последний в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах указал идентификационный номер налогоплательщика, номер которого не совпадает с идентификационным номером налогоплательщика в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, кроме того, в сведениях о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, составленных в отношении кандидата и его супруги Мукорез Е.Л. в качестве вида документа, удостоверяющего личность, указал паспорт, но не указал вид документа.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции установил, что 18 июля 2018 года кандидат Мукорез В.А. подал в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 19, к которому приложил все необходимые документы, предусмотренные статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частями 3(1)-4(1) статьи 31 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области", а также пунктом 4 Перечня документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2018 год N 189/1890.
Проанализировав содержание представленных кандидатом в депутаты Мукорезом В.А. документов, суд пришел к правильному выводу, что все требования законодательства при подаче заявления и необходимых документов в указанную избирательную комиссию были соблюдены, в частности в соответствующих графах данных документов правильно указаны идентификационный номер налогоплательщика кандидата и вид документа, удостоверяющего его личность и личность его супруги, в связи с чем Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия, рассмотрев поданные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений, приняла обоснованное решение о регистрации Мукореза В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, и правовых оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Мукореза В.А. у избирательной комиссии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом дана оценка несоответствия действующему законодательству решения общего собрания Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа" от 16 июля 2018 года N 4-2 (протокол от 16 июля 2018 года N 4).
При этом суд указал, что из представленных Избирательной комиссией Иркутской области документов следует, что кандидатура Мукореза В.А. была выдвинута на основании иных документов, а именно решения Федерального политического комитета Политической партии "Гражданская платформа" от 5 июля 2018 года N 199-3-2 (протокол от 5 июля 2018 года N 199) и решения общего собрания Регионального отделения в Иркутской области Политической Партии "Гражданская платформа" от 10 июля 2018 года N 3-2 (протокол от 10 июля 2018 года N 3), в связи с чем пришел к выводу о недоказанности довода о незаконности постановления от 13 июля 2018 года N 12/129 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская платформа".
Отказывая в принятии уточненного административного искового заявления, суд обоснованно отнес изложенные в нем обстоятельства к иному предмету иска, который подлежит рассмотрению в отдельном судебном процессе, для инициирования которого законом установлены самостоятельные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд и отличный от предусмотренного настоящим делом состав субъектов, правомочных обжаловать решение Избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным округам, выдвинутого избирательным объединением, что, по мнению Судебной коллегии, свидетельствует о том, что административным истцом путем уточнения заявленных требований фактически был избран способ защиты избирательных прав, не предусмотренный для кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу действующим избирательным законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 апреля 2017 года N 11-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича", недостаточная урегулированность правил участия политических партий в осуществлении гражданами пассивного избирательного права и несовершенство их отдельных норм не должны приводить к нарушению конституционных прав и свобод граждан.
Однако само по себе наличие формальных нарушений статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при составлении протокола и решения общего собрания Регионального отделения в Иркутской области Политической Партии "Гражданская платформа", на которые ссылается административный истец в обоснование уточненных требований, не могут являться достаточным основанием к отмене решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии о регистрации Мукореза В.А. кандидатом в депутаты.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 13 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Евдокимова Александра Викторовича, поданную его представителем Прокофьевым М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-38
Текст определения официально опубликован не был