Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 56-КГ18-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 сентября 2018 г. гражданское дело по иску Архипова Льва Валентиновича к военному комиссариату г. Артёма Приморского края, федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Приморского края" об оспаривании действий, связанных с отказом в признании за Архиповым Л.В. права на получение социальных гарантий и льгот, заменой пенсионного удостоверения, о признании права на социальные гарантии и льготы
по кассационной жалобе Архипова Л.В. на решение Артёмовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 ноября 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Архипов Л.В. 21 июня 2017 г. обратился в суд с иском к военному комиссариату г. Артёма Приморского края об оспаривании действий ответчика, связанных с отказом в признании за истцом права на получение социальных гарантий и льгот, установленных частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", о признании за истцом права на эти социальные гарантии и льготы.
В обоснование заявленных требований Архипов Л.В. указал, что с 25 октября 1967 г. по 12 ноября 1969 г. проходил службу в Советской Армии, в период с 12 апреля 1971 г. по 14 июля 1976 г. проходил службу в органах внутренних дел, впоследствии (с 15 августа 1977 г. по 4 мая 1995 г.) - службу в Вооружённых Силах Российской Федерации. С 12 сентября 1995 г. ему в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей была назначена пенсия за выслугу лет, в подтверждение чего выдано соответствующее удостоверение серии В N 143591, которое содержит отметку о праве Архипова Л.В. на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях и о его праве на санаторно-курортное лечение по линии Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, 12 сентября 1995 г. Приморским краевым военкоматом Архипову Л.В. была выдана справка о том, что срок его службы в Вооружённых Силах Российской Федерации составляет 25 календарных лет и он (Архипов Л.В.) на основании пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. N 154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы" имеет право на оплату занимаемой жилой площади и коммунальных услуг в размере 50%. Названными социальными льготами (медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг) Архипов Л.В. пользовался более 20 лет. Однако 3 мая 2017 г. отделом военного комиссариата г. Артёма Архипов Л.В. был уведомлен об отсутствии у него права на социальные гарантии и льготы, установленные статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку после произведённого федеральным казённым учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю" перерасчёта выслуги лет оказалось, что календарный срок военной службы Архипова Л.В. составил 19 лет 11 месяцев 11 дней вместо установленных законодательством для получения социальных гарантий и льгот двадцати лет.
Полагая, что неправомерное назначение социальных гарантий и льгот, которыми он пользовался на протяжении длительного периода времени (более 20 лет) со времени выхода на пенсию по выслуге лет, вызвано ошибкой уполномоченного государственного органа при подсчёте продолжительности военной службы (выслуги лет), и ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", Архипов Л.В. просил признать незаконными действия отдела военного комиссариата г. Артёма, связанные с непризнанием за ним права на социальные гарантии и льготы, установленные частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также с необходимостью замены им пенсионного удостоверения с проставленной отметкой о праве на эти льготы. Архипов Л.В. также просил признать за ним право на социальные гарантии и льготы, установленные частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Определением Артёмовского городского суда Приморского края от 24 июля 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Приморского края".
Решением Артёмовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2017 г. Архипову Д.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 ноября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Архипов Л.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 8 мая 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 июля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от которых поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Архипов Л.В., _ года рождения, в периоды с 10 ноября 1967 г. по 12 ноября 1969 г., с 22 июля 1977 г. по 4 мая 1995 г. проходил военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации на различных должностях, имел звание "прапорщик".
Приказом командира войсковой части 59037 от 4 мая 1995 г. N 69 прапорщик Архипов Л.В. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет на день увольнения составила: календарная - 25 лет 3 месяца 13 дней, льготная - 32 года 00 месяцев 2 дня.
При расчёте выслуги лет Архипова Л.В. в срок военной службы были включены в том числе периоды прохождения им службы в органах внутренних дел с 12 апреля 1971 г. по 18 июля 1974 г. в отделе внутренних дел Александро-Сахалинского горисполкома и с 18 июля 1974 г. по 14 июля 1976 г. в управлении внутренних дел Ростовского-на-Дону облисполкома.
С 12 сентября 1995 г. Архипов Л.В. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (название закона приведено в редакции, действовавшей на момент назначения Архипову Л.В. пенсии), в подтверждение чего Архипову Л.В. военным комиссариатом Приморского края было выдано соответствующее удостоверение.
Согласно пенсионному удостоверению за Архиповым Л.В. как военным пенсионером сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях и право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
12 сентября 1995 г. Приморским краевым военным комиссариатом Архипову Л.В. была выдана справка, из которой следует, что прапорщик запаса Архипов Л.В., прослуживший 25 календарных лет, в соответствии со статьёй 6 Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. N 154 имеет право на оплату занимаемой им и проживающими с ним членами семьи жилой площади и коммунальных услуг в размере 50%.
Письмом военного комиссариата г. Артёма от 3 мая 2017 г. Архипову Л.В. сообщено о том, что в ходе проводимой федеральным казённым учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю" ревизии установлено, что в срок военной службы Архипову Л.В. были ошибочно засчитаны периоды его службы в органах внутренних дел с 12 апреля 1971 г. по 18 июля 1974 г. и с 18 июля 1974 г. по 14 июля 1976 г., при этом календарный срок военной службы Архипова Л.В. без учёта указанных периодов составил 19 лет 11 месяцев 11 дней.
Архипову Л.В. названным письмом также было сообщено о том, что он не имеет права на получение социальных льгот, предусмотренных пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации), поскольку эти социальные льготы предоставляются военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 и более лет, а с учётом произведённого перерасчёта общая продолжительность военной службы Архипова Л.В. составила менее 20 лет. Архипову Л.В. предложено заменить выданное ранее пенсионное удостоверение с проставленной отметкой о праве на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Разрешая спор и отказывая Архипову Л.В. в удовлетворении исковых требований об оспаривании действий военного комиссариата г. Артёма Приморского края, связанных с отказом в признании за истцом права на получение социальных гарантий и льгот, заменой пенсионного удостоверения, о признании права на социальные гарантии и льготы, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для предоставления социальных гарантий и льгот, предусмотренных статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", является наличие у уволенного с военной службы лица общей продолжительности именно военной службы свыше 20 лет, период службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для этих целей не включается. С учётом того, что у Архипова Л.В. продолжительность военной службы составляет 19 лет 11 месяцев 11 дней, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у Архипова Л.В. права на социальные гарантии и льготы, установленные статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что ранее предоставляемые Архипову Л.В. социальные гарантии и льготы не являются для него жизненно необходимыми средствами к существованию, Архипов Л.В. продолжает получать пенсию за выслугу лет. При этом суд апелляционной инстанции признал ссылку Архипова Л.В. на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П несостоятельной, мотивировав отказ в применении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации к спорным отношениям тем, что названное постановление содержит разъяснения по вопросу пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и её роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены обеспечение жилыми помещениями в различных формах (служебные жилые помещения, субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения в натуре, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения), проезд на безвозмездной основе различными видами транспорта, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, а также иные социальные гарантии и льготы.
Так, статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определены меры социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путёвки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путёвки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путёвки (абзац первый пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ установлено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанных в пунктах 2-4 названной статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы в которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путёвки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путёвки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пунктом 4 этой статьи.
Аналогичные меры социальной поддержки военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, были предусмотрены статьёй 16 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-I "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения Архипова Л.В. с военной службы и назначения ему пенсии за выслугу лет.
На момент увольнения Архипова Л.В. с военной службы действовал также Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. N 154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы" (утратил силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 1214 в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), который устанавливал дополнительные социальные льготы военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы. Так, пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. N 154 было определено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на военной службе, а также уволенные с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья и имеющие выслугу 20 лет и более в календарном исчислении, оплачивают всю занимаемую ими и проживающими с ними членами семьи жилую площадь в домах государственного и муниципального жилищного фонда в размере 50%, а также коммунальные услуги в том же размере независимо от принадлежности жилых помещений.
Из изложенного следует, что меры социальной поддержки являются одним из элементов гарантированного каждому Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки определяются законом. Меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В числе этих мер бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления мер социальной поддержки военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. В частности, названные меры социальной поддержки предоставляются прапорщикам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Реализация же мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется органами государственной власти и является обязанностью органов военного управления, а также командиров (начальников).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создаётся в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении её размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать своё субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определённого вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объёме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определённом размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).
Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении также отметил, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учётом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 Постановления).
Данный вывод находит подтверждение и в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя пенсии), должен быть использован поход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя пенсии; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя пенсии характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить её самостоятельно (постановление от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши") (абзац пятый пункта 5 Постановления).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, изложенной в соответствующих решениях, следует, что реализация гражданином, уволенным с военной службы, права на получение социального обеспечения, включающего право на меры социальной поддержки (социальные гарантии и льготы), осуществляется путём принятия уполномоченным органом - соответствующим военным комиссариатом - решения о предоставлении такому гражданину с учётом продолжительности его военной службы соответствующих мер социальной поддержки. Принятию военным комиссариатом решения о предоставлении гражданину, уволенному с военной службы, мер социальной поддержки предшествуют проверка и оценка этим органом на основании представленных гражданином документов наличия у него установленной законом продолжительности военной службы и в связи с этим наличия права на получение мер социальной поддержки. При этом военный комиссариат обязан осуществлять информационную работу по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, то есть работу по разъяснению законодательства Российской Федерации, касающегося вопросов пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей.
Таким образом, именно на основании действий военного комиссариата как уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение и реализацию мер социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, направленных на установление условий для получения гражданином, уволенным с военной службы, мер социальной поддержки, в том числе определения продолжительности военной службы, данный гражданин получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на льготы, установленные законом. В связи с этим принятие военным комиссариатом ошибочного решения о предоставлении гражданину, уволенному с военной службы, соответствующих мер социальной поддержки, в том числе предусмотренных статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", само по себе не может служить безусловным основанием для прекращения предоставления такому гражданину социальных гарантий и льгот. В этой ситуации исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшего предоставления такому гражданину мер социальной поддержки следует оценивать и учитывать степень добросовестности такого гражданина при решении вопроса о предоставлении ему мер социальной поддержки (как-то: предоставление гражданином уполномоченному органу надлежаще оформленных документов, степень очевидности для такого гражданина того обстоятельства, что у него отсутствует право на получение мер социальной поддержки ввиду недостаточной продолжительности его военной службы, наличие у такого гражданина возможности и способности самостоятельно обнаружить ошибку и т.п.), длительность периода, в течение которого гражданин пользовался мерами социальной поддержки, а также продолжительность периода, которого оказалось недостаточно для возникновения у гражданина, уволенного с военной службы, права на меры социальной поддержки, наличие у такого гражданина объективной и реальной возможности устранить допущенную ошибку, в том числе в связи с достигнутым на момент прекращения предоставления мер социальной поддержки возрастом, вернуться на военную службу в целях приобретения стажа службы, необходимого для предоставления мер социальной поддержки, установленных статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Между тем судебные инстанции положения приведённых норм материального права, возлагающих на органы государственной власти, в данном случае на военные комиссариаты, обязанность по реализации мер социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, и предполагающих в связи с этим до предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки осуществление надлежащей проверки правовых оснований для предоставления таких мер (в частности, наличие у гражданина, уволенного с военной службы, 20-летнего стажа военной службы, необходимого для предоставления мер социальной поддержки, установленных статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), к спорным отношениям не применили. Судебные инстанции также не учли правовую позицию, изложенную в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека об обязанности органов публичной власти действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам в случае обнаружения ошибки при назначении гражданину социальных выплат, и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации применительно к данным отношениям о том, что при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим органом государственной власти ошибки при реализации гражданином права на социальное обеспечение должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны органов государственной власти такого права за гражданином, разница между действительным (подтверждённым) и требуемым для реализации мер социальной поддержки стажем службы, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на социальное обеспечение, добросовестность действий гражданина. Как следствие, эти обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и не получили соответствующей правовой оценки суда.
Так, судебными инстанциями оставлено без внимания, что при решении вопроса об увольнении Архипова Л.В. с военной службы по достижении им предельного возраста военным комиссариатом Приморского края на основании документов, представленных командиром части, в которой Архипов Л.В. проходил службу, а также иных документов, представленных Архиповым Л.В., был произведён расчёт стажа (выслуги лет) как в календарном, так и в льготном исчислении. Установив, что продолжительность военной службы Архипова Л.В. более 20 лет, военный комиссариат Приморского края назначил Архипову Л.В. пенсию за выслугу лет, выдал соответствующее удостоверение, содержащее отметку о его праве на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", а именно о праве Архипова Л.В. на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время эти льготы установлены статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). При этом данными мерами социальной поддержки Архипов Л.В. пользовался более 20 лет, каких-либо действий в течение столь длительного периода времени, направленных на проверку законности получения Архиповым Л.В. мер социальной поддержки, военным комиссариатом Приморского края не предпринималось.
Судебными инстанциями, отказавшими Архипову Л.В. в удовлетворении иска, также не было учтено, что разница между продолжительностью военной службы (20 лет), требуемой для получения гражданином, уволенным с военной службы, мер социальной поддержки, установленных статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, и действительным (подтверждённым) периодом военной службы Архипова Л.В. (19 лет 11 месяцев 11 дней) составляет 19 дней, при этом Архипов Л.В. в силу своего возраста (70 лет), а также учитывая установленный статьёй 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе, в частности для военнослужащих мужского пола - 50 лет (за исключением Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала, полковника, капитана 1 ранга, для которых установлен иной предельный возраст пребывания на службе), объективно лишён возможности возвратиться на военную службу для приобретения права на льготы, установленные статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, к спорным отношениям не применима, поскольку названное постановление содержит разъяснения по вопросу пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает ошибочным. Как указывалось выше, право граждан на социальное обеспечение включает не только право на пенсию по возрасту, инвалидности или за выслугу лет, но и право на меры социальной поддержки. Учитывая особую значимость военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, законодатель предусмотрел для названной категории граждан дополнительное социальное обеспечение, включающее не только льготный порядок пенсионного обеспечения, но и специальные социальные гарантии, образующие в совокупности систему социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в связи с чем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, в равной мере подлежит применению не только в отношении порядка и условий прекращения выплаты пенсий вследствие допущенной государственными органами ошибки при её назначении, но и в отношении порядка и условий прекращения вследствие такой же ошибки мер социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы.
Мнение суда апелляционной инстанций о том, что ранее предоставляемые Архипову Л.В. социальные гарантии и льготы не являются для него жизненно необходимыми средствами к существованию, что Архипов Л.В. продолжает получать пенсию за выслугу лет, нельзя признать правомерным, поскольку эти социальные гарантии и льготы, которыми Архипов Л.В. пользовался значительный период времени (более 20 лет) и в которых он в силу возраста и состояния здоровья нуждается в настоящее время, являются для него жизненно необходимыми, лишение в настоящее время его таких социальных гарантий и льгот, как обеспечение лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение, медицинская помощь в медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, приведёт к риску ощутимого снижения достатка Архипова Л.В. и, как следствие, к снижению его жизненного уровня.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отказе Архипову Л.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ответчиков, связанных с непризнанием за Архиповым Л.В. права на социальные гарантии и льготы, установленные статьёй 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", нельзя признать правомерным, а обжалуемые судебные постановления - законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Артёмовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 ноября 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Артёмовский городской суд Приморского края в ином составе суда.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 56-КГ18-23
Текст определения официально опубликован не был