Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 30-КГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бердникова Андрея Анатольевича на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 ноября 2017 года по делу по административному исковому заявлению прокурора г. Черкесска об оспаривании действий управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска, о возложении обязанности производить Бердникову А.А. ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учётом всех членов его семьи, а также произвести перерасчёт компенсационных выплат.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
с 1 января 2010 года по февраль 2016 года управлением социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Управление соцзащиты) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) инвалиду первой группы по зрению по причине ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы в Демократической Республике Афганистан, Бердникову А.А. производилась компенсация в размере 50% от фактически понесённых расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с учётом членов его семьи: супруги и двух дочерей, ... года рождения и ... года рождения. С марта 2016 года в связи с исключением Управлением соцзащиты из состава семьи Бердникова А. А. двух совершеннолетних детей указанная компенсация сначала приостановлена, а затем возобновлена в меньшем размере исходя из состава семьи два человека.
Прокурор г. Черкесска обратился в суд в интересах Бердникова А.А. с административным исковым заявлением о признании незаконными указанных действий Управления соцзащиты и о возложении обязанности производить ежемесячную денежную компенсацию с учётом всех проживающих совместно с ним членов семьи, в том числе двух совершеннолетних дочерей, а также произвести перерасчёт названных выплат за период с 1 марта 2016 года по день восстановления нарушенных прав, считая, что они не соответствуют Закону о ветеранах.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 августа 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 ноября 2017 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Определением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 1 февраля 2018 года Бердникову А.А. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 17 июля 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Бердниковым А.А. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленное в её поддержку заявление прокурора г. Черкесска, Судебная коллегия полагает, что такие нарушения судебными инстанциями допущены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия сведений о нахождении совершеннолетних дочерей Бердникова А.А. у него на иждивении, в связи с чем пришли к выводу, что на них не могут распространяться меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых их отцу как инвалиду войны, поскольку совершеннолетние дети не являются членами семьи своих родителей и в соответствии с жилищным законодательством несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Такая позиция является неверной, основана на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объём и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.
Закон о ветеранах устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, определяет с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1).
Военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в указанные в законе периоды, федеральный законодатель относит к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны, подпункт 4 п. 1 статьи 2 названного закона).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей также компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Закона о ветеранах).
Для инвалидов воины федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, предусмотрел в статье 14 Закона о ветеранах компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которая предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (подпункт 8 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 10 упомянутого закона меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не уполномочены на самостоятельное определение круга лиц, имеющих право на получение льгот из средств федерального бюджета.
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 5 ноября 2009 года N 403 утверждён Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике, в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок).
В пункте 11 Порядка определено, что основанием для назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ) является постановка на учёт в уполномоченном органе местного самоуправления по месту жительства, при обращении в который гражданин подаёт заявление о назначении ЕДВ и способе её доставки с приложением к нему в том числе копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту жительства, к членам его семьи (свидетельство о браке; свидетельство о расторжении брака; свидетельство о рождении ребенка; судебный акт, в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя; документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя); справки с содержанием сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его жительства, или копии домовой книги.
Названный региональный нормативный правовой акт в пункте 15 содержит указание о том, что порядок отнесения тех или иных лиц к членам семьи заявителя определяется в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с указанными лицами их супругов, а также детей и родителей (статьи 31 и 69).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте "а" пункта 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснил, что для признания перечисленных выше лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, федеральным законодательством не ограничен возраст членов семьи лиц, в отношении которых предусмотрены меры социальной поддержки, и не установлено такое условие как нахождение совершеннолетних детей инвалида войны на его иждивении для возникновения у них права на получение ЕДВ.
При таком положении состоявшиеся по настоящему делу судебные акты являются незаконными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Бердникова А.А., считает необходимым их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора г. Черкесска в интересах Бердникова Андрея Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконными действия управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившиеся в приостановлении и уменьшении размера выплаты Бердникову Андрею Анатольевичу компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска произвести перерасчёт и выплатить Бердникову Андрею Анатольевичу ежемесячную денежную компенсацию за расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг с учётом всех членов его семьи за период с 1 марта 2016 года по день восстановления нарушенных прав.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 30-КГ18-3
Текст определения официально опубликован не был