Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. N 25-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Никифорова С.Б. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Главы муниципального образования "Батаевский сельсовет" о признании не действующим в части постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 г. N 50-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области"
по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 14 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения Главы муниципального образования "Батаевский сельсовет" Франчука А.Д., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Глава муниципального образования "Батаевский сельсовет" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее также - Министерство) от 21 ноября 2016 г. N 50-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области" (далее также - Постановление N 50-П) не действующим с 1 июля 2017 г. в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - нормативы) для домовладений.
Согласно пункту 14 таблицы "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области" Постановления N 50-П в редакции постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 13 февраля 2018 г. N 8 в отношении домовладений нормативы установлены в следующих размерах на одного проживающего: многоквартирные дома - 459,69 кг/год, 2,17 куб. м/год; индивидуальные жилые дома - 459,69 кг/год, 2,17 куб. м/год.
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области, утвержденной постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 сентября 2016 г. N 42-П (далее также - Территориальная схема обращения с отходами), и Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее также - Правила определения нормативов).
Решением Астраханского областного суда от 14 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление N 50-П в редакции постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 13 февраля 2018 г. N 8 признано не действующим в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений со дня вступления судебного постановления в законную силу.
В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что возможность использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, предоставленных муниципальными образованиями, не противоречит Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр. Не соглашается с выводами суда об отсутствии обоснованности установления нормативов накопления исходя из расчета среднего значения объема отходов по муниципальным образованиям Астраханской области и недопустимости использования иных, кроме замеров, методов определения этих нормативов.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Главой муниципального образования "Батаевский сельсовет" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановление N 50-П принято уполномоченным органом - министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (пункт 2.1.8 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 101-П) и опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области, N 48 1 декабря 2016 г. По данным основаниям решение суда сторонами не обжалуется.
Удовлетворяя административное исковое заявление и признавая Постановление N 50-П не действующим в оспариваемой части, суд первой инстанции исходил из того, что использование административным ответчиком при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений об объемах отходов по муниципальным образованиям Астраханской области и выведение среднего значения противоречит Правилам определения нормативов.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Как следует из пояснений административного ответчика и представленных им в материалы дела документов, исходными данными для определения нормативов являлись Территориальная схема обращения с отходами, схемы санитарной очистки муниципальных образований Астраханской области и сведения о размере норматива по другим регионам Российской Федерации.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о том, что соответствующие замеры, предусмотренные Правилами определения нормативов, не осуществлялись, а также несоответствие фактически использованных данных сведениям, содержащимся в Территориальной схеме обращения с отходами, суд первой инстанции правильно указал на неподтвержденность административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов.
Доводы апелляционной жалобы о возможности использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов предоставленных муниципальными образованиями сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и получили надлежащую оценку в решении.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 14 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. N 25-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был