В целях реализации пункта 1.2 Плана мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, включая организацию федерального статистического наблюдения, утвержденного приказом Минпромторга России и Росстата от 18 сентября 2014 г. N 1838/570, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию мониторинга развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.С. Никитина.
Врио Министра |
Г.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России,
от 13 августа 2015 г. N 2343
Концепция
мониторинга развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
I. Цели, задачи и общая модель мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
1. Целью мониторинга является организация сбора, анализа, обобщения и представления регулярных, систематизированных и комплексных данных о состоянии и развитии рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в Российской Федерации для создания информационной базы, обеспечивающей разработку государственной политики в области поддержки инжиниринга и промышленного дизайна при реализации подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 (далее - Подпрограмма).
2. Задачами мониторинга, обеспечивающими достижение указанной цели, являются:
обеспечение федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных организаций информацией о состоянии и процессах развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в Российской Федерации;
информационная поддержка и контроль реализации отдельных мероприятий в рамках Подпрограммы;
информационная поддержка процессов развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
информационное обеспечение разработки прогноза развития инжиниринга и промышленного дизайна в ключевых секторах экономики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
представление результатов мониторинга посредством различных статистических, справочных и аналитических материалов.
3. Мониторинг осуществляется на основе официальной статистической информации, формируемой субъектами официального статистического учёта*(1) в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (далее - Федеральный план статистических работ), и на основе официальной статистической методологии, и учитывает следующие особенности предмета наблюдения:
соответствует методологическим подходам, разработанным в ведущих индустриальных странах, рекомендациям международных организаций (Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и статистической службы Европейского союза (далее - Евростат) по формированию и обновлению соответствующих международных статистических стандартов и классификаторов;
учитывает особенности сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, а также международную практику его статистического исследования;
обеспечивает комплексный характер наблюдений, охватывая все виды экономической деятельности, связанные с инжиниринговыми услугами и услугами в сфере промышленного дизайна;
предполагает использование действующих форм федеральной статистической отчетности и разработку специального инструментария статистического наблюдения;
обеспечивает совместимость с разделами национальной статистики (труд и занятость, образование, наука, технологии, инновации, производство, финансы, внешняя торговля и др.).
4. Общая модель мониторинга содержит такие направления, как разработка методологической основы мониторинга, разработка инструментария наблюдения, дополнение действующих форм федерального статистического наблюдения, формирование статистической информации на основе действующих форм федерального статистического наблюдения, организация и проведение наблюдений, экономико-статистический анализ, представление официальной статистической информации, совершенствование методологических подходов (Приложение N 1).
II. Объект и предмет мониторинга
5. Объектом мониторинга выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывавшие в отчетном году инжиниринговые услуги и услуги в сфере промышленного дизайна, а также потребители инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна (производители инновационной продукции).
Статистическая совокупность охватывает такие типы организаций, как инжиниринговые компании (центры), дизайнерские компании (дизайн-бюро), научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации строительства, организации промышленного производства, опытные (экспериментальные) предприятия, образовательные организации высшего образования и другие организации.
6. Предметом мониторинга является состояние и развитие рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, включая объемы оказываемых инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна, состав потребителей указанных услуг (по видам экономической деятельности*(2)), кадровый и технологический потенциал организаций, кооперацию при осуществлении деятельности в сфере инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, деловую активность в организациях указанного сектора.
Настоящая Концепция не распространяется на научные исследования и разработки.
III. Понятийный аппарат мониторинга
7. Определения инжиниринговых услуг (инженерно-консультационных услуг, инжиниринга) представлены в следующих нормативных правовых актах Российской Федерации:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Национальный стандарт ГОСТ Р 15.011-96. "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения", принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 30.01.1996 N 40;
приказ Росстата от 27.08.2014 N 536 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей".
Однако состав и содержание данных услуг недостаточно детализированы для целей мониторинга. Понятие "промышленный дизайн" в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует.
8. Далее приводятся определения, разработанные в целях проведения мониторинга с учетом:
международной практики формулирования определений при разработке методологии статистического исследования развития новых секторов экономики, предполагающей формирование общего определения изучаемого объекта или явления, а также его конкретных направлений и видов (далее - списочное определение);
международных и общероссийских экономических классификаторов;
системы стандартов Российской Федерации;
стандартов Европейского комитета по стандартизации;
данных интернет-ресурсов зарубежных и российских инжиниринговых компаний, профессиональных сообществ, объединений;
результатов интервью с представителями экспертного сообщества и инжиниринговых компаний.
9. Общее определение инжиниринговых услуг, соответствующее определению, разработанному Организацией объединенных наций для целей статистического исследования международной торговли услугами*(3), наиболее четко и полно отражает специфику данной сферы деятельности:
инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке и эксплуатации машин (оборудования), материалов, приборов, сооружений, процессов и систем.
Списочное определение инжиниринговых услуг:
9.1. Инженерно-техническое проектирование (разработка технических заданий (предложений), технико-экономических обоснований, проектной, рабочей и технологической документации для изделий, процессов, систем, объектов; инженерно-технические консультации на этапах разработки, подготовки производства, строительства или ввода в эксплуатацию объектов и систем, независимая экспертиза проектных и технических решений):
9.1.1. изделий:
разработка и экспертиза технико-экономических обоснований;
разработка и экспертиза технических заданий (предложений) на проектирование изделий;
разработка и экспертиза эскизных, технических проектов, рабочей конструкторской документации изделий, технологии производства;
изготовление и испытания макетов, опытных образцов (опытных партий), прочностные, тепловые, аэрогидрогазодинамические, электрические и динамические расчеты, а также расчеты на долговечность;
разработка составов материалов, сплавов, других веществ и проведение их испытаний;
консультации при эксплуатации изделий.
9.1.2. технологических (производственных) процессов:
разработка и экспертиза технологической документации, в т.ч. проектирование технологической оснастки;
подбор оборудования, инструмента;
проектирование внутризаводской и внутрицеховой планировки;
нормирование затрат труда, материалов, энергии;
отработка технологий по изготовлению опытной и установочной партий изделий;
шеф-монтаж оборудования, пусконаладочные работы;
консультации инженерно-технического характера при эксплуатации оборудования.
9.1.3. объектов капитального строительства:
сбор исходных данных для проектирования;
проведение проектно-изыскательских работ;
разработка и экспертиза обоснований инвестиций;
разработка и экспертиза технических заданий на проектирование;
разработка и экспертиза технико-экономических обоснований проектной (рабочей и технологической) документации;
технический и авторский надзор за проведением работ по реализации проектов (включая проекты строительства, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства);
техническое сопровождение заказчика при проведении согласований (экспертиза проектной документации с надзорными органами);
консультации технического характера при эксплуатации объектов.
9.2. Инженерно-технические консультации (не относящиеся к конкретным проектам инженерно-технического проектирования):
технологический аудит, энергоаудит, экологический аудит;
консультации по оптимизации технологических процессов;
проведение судебной экспертизы по административным и уголовным делам, связанным с происшествиями на инженерно-технических объектах;
консультации экономического, финансового или иного порядка;
прочие консультационные услуги.
9.3. Управление проектами:
выполнение функций технического заказчика (представителя инвестора) при проектировании, строительстве, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства;
выполнение функций генерального подрядчика и генерального проектировщика по комплексному управлению проектами строительства промышленных и иных объектов (ЕРС(М)*(4));
управление операционными процессами заказчика: управление конкурентными процедурами по выбору подрядчиков и поставщиков, деятельностью подрядчиков и поставщиков, организация закупки материалов, оборудования и др.
9.4. Прочие инжиниринговые услуги:
обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) персонала организаций, связанное с освоением новых производственных технологий, вводом в эксплуатацию нового технологического оборудования, инженерных энергетических систем и др.;
консультации при оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности;
прочие услуги.
10. В соответствии с международной практикой классификации видов экономической деятельности (а также продукции по видам экономической деятельности) промышленный дизайн относится к категории специализированной деятельности в сфере дизайна. Для целей статистического исследования инновационной деятельности Евростатом применяется следующее определение дизайна*(5):
дизайн - выполняемая собственными силами или по контракту со сторонней организацией деятельность по изменению формы, внешнего вида или потребительских свойств продуктов или услуг.
На основе указанного определения для целей мониторинга разработаны общие определения промышленного дизайна и услуг в сфере промышленного дизайна:
промышленный дизайн - деятельность по разработке и изменению формы, внешнего вида или потребительских свойств продуктов промышленного производства.
услуги в сфере промышленного дизайна - услуги по разработке и изменению формы, внешнего вида или потребительских свойств продуктов промышленного производства.
Общее определение детализируется посредством списочного определения видов услуг в сфере промышленного дизайна:
- дизайн-исследования;
- подготовка эскизов, макетов изделий, средств технологического оснащения, а также их отдельных деталей, узлов и агрегатов;
- построение электронных моделей изделий и объектов;
- разработка прототипов изделий, средств технологического оснащения (прототипирование) и тестирование дизайна;
- авторский надзор (сопровождение и консультирование) при конструировании, опытном и серийном производстве изделий;
- прочие услуги промышленного дизайна.
IV. Система показателей мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
11. Система показателей является методологической основой для мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна и разработки соответствующего инструментария статистического наблюдения. Основными критериями эффективности указанной системы служат:
комплексность (наличие всех необходимых элементов наблюдения);
сбалансированность показателей в рамках выделенных блоков;
точность и однозначность формулировок;
измеримость (наличие алгоритмов формирования и формул расчета).
12. Система показателей мониторинга сформирована с учетом:
мероприятий и целевых индикаторов, запланированных в Подпрограмме;
международных статистических стандартов в сфере науки, технологий и инноваций, методологических материалов и организационных подходов, используемых в практике зарубежных стран и международных организаций (ОЭСР, Евростат и др.);
принципам официального статистического учета и системы государственной статистики Российской Федерации.
13. Система показателей мониторинга включает индикаторы, существующие в системе государственной статистики, а также формируемые в результате специализированных (применительно к сектору инжиниринговых услуг и промышленного дизайна) статистических наблюдений, которые объединяются в следующие основные блоки:
объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (по видам инжиниринговых услуг и услуг промышленного дизайна), в том числе экспорт инжиниринговых услуг (по странам, видам платежей, видам инжиниринговых услуг) и импорт инжиниринговых услуг (по странам, видам платежей);
использование инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД;
кадровый состав и квалификационный уровень персонала (численность, средний возраст и уровень образования персонала, сведения о переподготовке и повышении квалификации работников);
взаимодействие с научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями промышленного производства, малыми предприятиями, объектами научной и инновационной инфраструктуры и др.;
научный и технологический потенциал.
14. Показатели структурируются в соответствии со следующими разрезами разработки:
виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД и ОКВЭД-2;
услуги по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принятым и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОКПД) и ОК 034-2014, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД-2);
субъекты Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413;
федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (ОКОГУ), утвержденным приказом Росстандарта от 26.04.2011 N 60-ст;
формы собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности (ОКФС), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97;
организационно-правовые формы в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (ОКОПФ), утвержденным приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст;
виды инжиниринговых услуг;
виды услуг в сфере промышленного дизайна.
15. Показатели статистического мониторинга служат основой для разработки предложений по совершенствованию и дополнению состава контрольных показателей Дорожной карты.
V. Собирательные классификационные группировки сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
16. Для целей мониторинга вводится понятие "сектор инжиниринговых услуг и промышленного дизайна". Границы данного сектора определяются собирательными классификационными группировками, сформированными на основе общероссийских классификаторов ОКВЭД, ОКВЭД-2, ОКПД и ОКПД-2.
Предложенные подходы к формированию собирательных группировок по видам экономической деятельности и видам продукции соответствуют международному опыту классификации инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна и соответствующим международным экономическим классификаторам.*(6) Для видов экономической деятельности, вошедших в проект собирательных классификационных группировок, определены соответствующие виды продукции согласно ОКПД и ОКПД-2.
17. Собирательная классификационная группировка сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД и ОКВЭД-2 включает следующие позиции (таблицы 1 и 2):
Таблица 1. Собирательная классификационная группировка согласно ОКВЭД
Код |
Виды деятельности |
Проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн |
|
Проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; проектирование движения транспортных потоков |
|
Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности |
|
Разработка проектов в области кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и мониторинга загрязнения окружающей среды, строительной акустики и т.п. |
|
Деятельность в области промышленного и транспортного дизайна |
Таблица 2. Собирательная классификационная группировка согласно ОКВЭД-2
Код |
Виды деятельности |
Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора |
|
Разработка проектов тепло-, водо-, газоснабжения |
|
Разработка проектов промышленных процессов и производств |
|
Разработка проектов по кондиционированию воздуха, холодильной технике, санитарной технике и мониторингу загрязнения окружающей среды, строительной акустике |
|
Деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика |
|
Деятельность, специализированная в области дизайна |
18. Собирательная классификационная группировка сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в соответствии с ОКПД и ОКПД-2 включает следующие виды услуг (таблицы 3 и 4):
Таблица 3. Собирательная классификационная группировка согласно ОКПД
Код |
Виды услуг |
Услуги в виде технической поддержки и технических консультаций |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию фундаментов и конструкционных элементов зданий |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию электрического и механического оборудования зданий |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию сооружений |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств |
|
Услуги в области инженерно-технического проектирования, не включенные в другие группировки |
|
Услуги по комплексному проектированию для строительства объектов на условиях подряда "под ключ" |
|
Услуги и научно-технические консультации, связанные с инженерно-техническим проектированием |
|
Услуги в области промышленного и транспортного дизайна |
Таблица 4 - Собирательная классификационная группировка согласно ОКПД-2
Код |
Виды услуг |
Услуги в виде научно-технических консультаций |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию систем энергоснабжения |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию заводов по переработке промышленных и твердых бытовых отходов (опасных и неопасных) |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию объектов водоснабжения и канализации |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию объектов связи, телевидения и радиовещания |
|
Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов |
|
Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика |
|
Услуги в области промышленного дизайна |
19. В соответствии с Планом мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, включая организацию федерального статистического наблюдения, утвержденного совместным приказом Минпромторга России и Росстата от 18 сентября 2014 г. N 1838/570 (далее - План мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга), предложенные группировки подлежат согласованию с Минэкономразвития России, Росстатом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после чего формирование официальной статистической информации на их основе планируется с 2017 г. в сроки, предусмотренные Федеральным планом статистических работ.
20. В целях дальнейшего уточнения представленных собирательных классификационных группировок целесообразно внесение изменений в ОКВЭД-2 в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, утвержденными приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 311-ст, в части выделения промышленного дизайна как вида экономической деятельности отдельным кодом.
VI. Формирование Единого реестра организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
21. В целях обеспечения наиболее полного охвата объектов мониторинговыми наблюдениями в соответствии с Планом мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга разрабатывается Единый реестр организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна Российской Федерации (далее - Единый реестр организаций). Источниками его формирования служат Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (далее - Статрегистр Росстата), специализированные базы данных (реестры) федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций, а также другие открытые источники информации (Приложение N 2).
22. Единый реестр организаций является базой данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, их местных единицах, осуществляющих деятельность в сфере инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
23. В Едином реестре организаций обеспечивается наличие следующих сведений по каждой организации:
полное и краткое наименование организации;
год основания организации;
фамилия, имя и отчество руководителя и фактический адрес, в соответствии с которым организация представляет отчетность в налоговые и статистические органы;
информация, содержащаяся в учетно-регистрационных документах (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), дата регистрации, число и состав учредителей, размер уставного капитала);
коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (приказ Росстата от 06.04.2012 N 107), ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД.
24. Из общего состава организаций, включенных в Единый реестр организаций, формируется перечень организаций сектора, подлежащих единовременным выборочным обследованиям.
25. Единый реестр организаций является информационным ресурсом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которое в соответствии с Планом мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга несет ответственность за его формирование.
26. Единый реестр организаций подлежит регулярной актуализации.
VII. Структура системы мониторинга
27. Формирование системы мониторинга осуществляется в рамках трех блоков (Приложение N 3):
использование и совершенствование действующего федерального статистического наблюдения;
формирование системы специализированного статистического наблюдения организаций инжиниринговых услуг и промышленного дизайна;
формирование статистической информации на основе собирательных группировок сектора.
28. Первый блок системы мониторинга направлен на использование и совершенствование действующего инструментария федерального статистического наблюдения.
Реализация данного блока работ обеспечивает решение сразу нескольких задач организационного и информационного порядка:
получение обобщающей официальной и регулярно обновляемой информации из системы государственной статистики о состоянии и развитии сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна по всей системе разработки, что позволит формировать устойчивые динамические ряды данных для целей экономического анализа и построения прогнозов;
адаптация обследуемых организаций к новым для них показателям мониторинга сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, что облегчит переход к более сложному этапу развития специализированного статистического наблюдения организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
28.1. Использование действующего инструментария федерального статистического наблюдения.
Отдельные формы федерального статистического наблюдения содержат показатели, характеризующие рынок инжиниринговых услуг и промышленного дизайна. В частности, в составе передовых производственных технологий, учитываемых в форме федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий", в системе государственной статистики собираются данные о создании и применении в производственных процессах технологий проектирования и инжиниринга.
Инжиниринговые услуги, являясь категорией баланса платежей за технологии (Technology Balance of Payments/ТВР), в качестве предмета соглашений по экспорту и импорту технологий включены в форму федерального статистического наблюдения N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)", что позволяет анализировать количественные и стоимостные показатели внешней торговли российских организаций инжиниринговыми услугами.
В форме федерального статистического наблюдения N 2-наука (ИНВ) "Сведения об организации сектора исследований и разработок" данные по обмену инжиниринговыми услугами распространяются и на внутреннюю торговлю технологиями (Раздел 8.3 "Коммерциализация технологий"). Однако данное обследование охватывает лишь юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки, и проводится Минобрнауки России.
Некоторые индикаторы, характеризующие деятельность в области инжиниринга и промышленного дизайна, содержатся в форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации". В частности в пятом разделе формы "Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования за отчетный год" при распределении затрат выделяется такое направление, как производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов, услуг, методов их производства, новых производственных процессов.
Среди патентуемых результатов интеллектуальной деятельности к сфере промышленного дизайна относятся, прежде всего, промышленные образцы, источником сведений о которых в Российской Федерации является государственная патентная статистика, базирующаяся на официальных отчетах Роспатента и перечисленных выше формах статистической отчетности. На основании этих источников доступны сведения о числе поданных в стране патентных заявок и патентов (полученных/выданных и действующих) на промышленные образцы, а также организациях, обладающих подобными результатами интеллектуальной деятельности. В форме N 4-нт (перечень) "Сведения об использовании интеллектуальной собственности" содержатся индикаторы, характеризующие интенсивность и эффективность процессов использования промышленных образцов.
28.2. Ряд действующих форм федерального статистического наблюдения может быть использован в системе мониторинга при внесении в них дополнений.
В частности, к форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" может быть разработан специальный модуль, характеризующий объемы отгруженных выполненных собственными силами инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна. В раздел 7 формы N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" может быть включен показатель расходов по оплате услуг сторонних организаций (инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна). В пятый раздел формы N 4-инновация может быть включена строка по затратам на инжиниринговые услуги (общие, капитальные и текущие, и на оплату услуг сторонних организаций).
29. Второй блок предполагает формирование системы специализированных статистических наблюдений (пилотных обследований):
организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна;
малых предприятий сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна;
деловой активности в секторе инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
На основе данных, собираемых в рамках специализированных статистических наблюдений, могут производиться оценки значений отдельных контрольных показателей, включенных в Дорожную карту.
29.1. Пилотное обследование организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна (по форме N 1-ИНЖ "Сведения о деятельности в области инжиниринговых услуг и промышленного дизайна") охватывает такие направления, как:
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по видам услуг и типам организаций);
использование инжиниринговых услуг и промышленного дизайна по видам экономической деятельности;
численность работников (средняя численность персонала/работников списочного состава, в том числе по профессиональным группам); средний возраст и уровень компетенций работников, сведения об образовании, переподготовке и повышении квалификации работников и фонде начисленной заработной платы работников списочного состава;
кооперация при осуществлении деятельности в сфере инжиниринговых услуг и промышленного дизайна (число проектов, выполняемых с привлечением научных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий, малого бизнеса, организаций инновационной инфраструктуры и др.);
правовая охрана и трансфер результатов интеллектуальной деятельности, а также полная учетная стоимость результатов интеллектуальной деятельности, учитываемых в составе основных фондов;
использование специальных технологий (систем автоматизированного проектирования и автоматизации инженерных расчетов, технологий быстрого прототипирования).
29.2. Пилотное обследование малых предприятий сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
С учетом положений статей 5 и 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", касающихся периодичности сплошных и выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, а также упрощенного порядка составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности, специализированное статистическое наблюдение малых предприятий сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна должно осуществляться с периодичностью наблюдения один раз в два года.
Форма N 1-ИНЖ (МП) "Сведения о деятельности в области инжиниринговых услуг и промышленного дизайна малых предприятий" состоит из двух основных разделов:
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по видам услуг и типам организаций);
кооперация при осуществлении деятельности в сфере инжиниринговых услуг и промышленного дизайна (с научными организациями, образовательными организациями высшего образования, промышленными предприятиями, малым бизнесом, организациями инновационной инфраструктуры и др.).
Дополнительно форма включает отдельные вопросы, отражающие специфику деятельности субъектов малого предпринимательства, относящихся к сектору инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
29.3. Целью проведения пилотного обследования деловой активности в секторе инжиниринговых услуг и промышленного дизайна является получение данных качественного характера о краткосрочных изменениях в динамике оценок предпринимательских настроений, формирующих деловой климат в данном секторе.
Организация пилотного обследования методологически гармонизирована с практикой проведения подобных исследований в зарубежных странах. Вопросники наблюдения основаны на выделении блоков качественных конъюнктурных показателей, позволяющих проводить оперативное изучение делового климата с учетом мнений руководителей организаций о состоянии, перспективах, эффективности и факторах развития.
Пилотное обследование деловой активности в секторе инжиниринговых услуг и промышленного дизайна позволит определить:
общую экономическую ситуацию в секторе инжиниринговых услуг и промышленного дизайна;
текущий и ожидаемый спрос на инжиниринговые услуги и услуги в сфере промышленного дизайна;
сложившийся объем инжиниринговых услуг и услуг в сфере промышленного дизайна;
производительность труда;
фактические и ожидаемые ценовые тенденции на оказываемые услуги;
конкурентоспособность организаций на внутреннем и внешнем рынке;
финансовое положение организаций;
динамику численности занятых;
влияние институциональных и инфраструктурных факторов на развитие организаций;
инновационный уровень организаций;
факторы, ограничивающие развитие российского инжиниринга и промышленного дизайна;
перспективы развития инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации в краткосрочном периоде.
Целесообразность использования широкой системы показателей для оценки делового климата в индустрии инжиниринга и промышленного дизайна определяется возможностью выявления и анализа перекрестных взаимосвязей показателей деятельности за короткий период времени и, соответственно, получения дополнительной информации о современной фазе ее развития.
На основе полученных данных могут быть рассчитаны композитные индикаторы предпринимательской уверенности и делового климата, отражающие краткосрочные мнения руководителей о состоянии деловой конъюнктуры в организациях сферы инжиниринга и промышленного дизайна и позволяющие с высокой достоверностью интерпретировать отраслевые деловые тенденции.
30. В основе третьего блока системы мониторинга лежат собирательные группировки сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, на базе которых с 2017 года будет формироваться официальная статистическая информация по ряду индикаторов, присутствующих в действующих формах федерального статистического наблюдения.
VIII. Заключительные положения
31. Концепция выступает основой для формирования статистического наблюдения и мониторинга в Российской Федерации. Соответствующий мониторинг обеспечит в будущем получение количественных данных, составляющих информационную основу развития сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в стране и реализации политики, направленной на технологическую модернизацию и развитие отечественной промышленности.
32. Дальнейшими направлениями формирования и запуска системы мониторинга станут:
формирование официальной статистической информации на основе собирательных группировок (начиная с 2017 г. в сроки, предусмотренные Федеральным планом статистических работ);
организация и проведение серии пилотных обследований сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна и корректировка проекта статистического инструментария по их результатам (2015-2016 гг.);
формирование и актуализация проекта Единого реестра организаций (2015-2016 гг.);
подготовка информационно-аналитических докладов о развитии рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в Российской Федерации (2015-2017 гг.);
подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный план статистических работ в части организации федерального статистического наблюдения сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна (III квартал 2017 г.).
______________________________
*(1) См. ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
*(2) В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным приказом Росстандарта от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОКВЭД), и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее - ОКВЭД-2).
*(3) United Nations (2010) Manual on Statistics of International Trade in Services 2010.
*(4) ЕРС(М) (engineering, procurement, construction management) обозначает управление инжинирингом, поставками, строительством. ЕРС(М)-подрядчик - это генеральный подрядчик, полностью выполняющий инвестиционный проект и принимающий на себя риски по управлению проектом с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику, включая выполнение гарантийных обязательств.
*(5) Eurostat (2014) Working group meeting on statistics on science, technology and innovation. Luxembourg, 28-29 October 2014.
*(6) International Standard Industrial Classification of All Economic Activities (ISIC rev.3.1 и rev.4), Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE rev.1.1 и rev.2), North American Industry Classification System (NAICS 2012), The Central Product Classification (CPC Ver.2), The Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community (CPA 2008), North American Product Classification System (NAPCS).
Приложение N 1
к Концепции
мониторинга развития рынка
инжиниринговых услуг
и промышленного дизайна,
утвержденной приказом
Минпромторга России
от 13 августа 2015 N 2343
Общая модель мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 13 августа 2015 г. N 2343 "Об утверждении Концепции мониторинга развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна"
Текст приказа официально опубликован не был