Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. N 8-АПГ18-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мардалиева Эльхана Явар оглы об отмене регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Микляева Ивана Сергеевича и решения территориальной избирательной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 20 июля 2018 года N 71/643 о регистрации этого кандидата в депутаты по апелляционной жалобе Мардалиева Э.Я. на решение Ярославского областного суда от 3 сентября 2018 года, которым его административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Ярославской областной Думы от 8 июня 2018 года N 106 выборы депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 11 июля 2018 года N 78/495-6 заверен список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ярославской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС)" (далее также - Региональное отделение "ПАРНАС") по одномандатным избирательным округам.
Решением территориальной избирательной комиссии Заволжского района г. Ярославля (далее - ТИК Заволжского района) от 20 июля 2018 года N 71/640 Мардалиев Э.Я. выдвинутый избирательным объединением "Ярославское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Решением ТИК Заволжского района от 20 июля 2018 года N 71/643 Микляев И.С., выдвинутый Региональным отделением "ПАРНАС", зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Мардалиев Э.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Микляева И.С. и решения ТИК Заволжского района от 20 июля 2018 года N 71/643 о регистрации этого кандидата в депутаты. В обоснование административного искового заявления Мардалиев Э.Я. указывал на нарушения требований Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее также - Закон о политических партиях) допущенные избирательным объединением Региональное отделение "ПАРНАС" при выдвижении списков кандидатов по одномандатным округам. Данные нарушения выразились в том, что избирательные документы о выдвижении кандидатов (списка кандидатов), представленные избирательным объединением в избирательную комиссию, не соответствовали по содержанию принятым на общем собрании партии документам. Также указывал, что в протоколе общего собрания от 6 июля 2018 года, представленном в Избирательную комиссию Ярославской области, содержались иные списки по кандидатам по сравнению с теми, по которым голосовали участники собрания названного регионального отделения политической партии, в связи с чем полагал, что представленный в избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным округам является подложным и недействительным.
Решением Ярославского областного суда от 3 сентября 2018 года регистрация кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Ярославской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС)" по одномандатному избирательному округу N 5 Микляева И.С. отменена, в остальной части административные исковые требования Мардалиева Э.Я. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Мардалиев Э.Я. указывает на то, что суд при вынесении решения не определил способ восстановления нарушенных прав, при этом удовлетворение его требований лишь в части отмены регистрации кандидата в депутаты Микляева И.С. не восстанавливает нарушенных прав и не устраняет последствия допущенных нарушений.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования об отмене регистрации кандидата Микляева И.С., пришел к выводу о наличии предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) оснований для отмены регистрации данного кандидата в депутаты.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований об отмене решения территориальной избирательной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 20 июля 2018 года N 71/643 о регистрации Микляева И.С. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5, выдвинутого Региональным отделением "ПАРНАС", суд первой инстанции исходил из следующего.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Законом о политических партиях (пункт 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункты 2 и 4 статьи 25 Закона о политических партиях).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата о согласии баллотироваться представляет в организующую выборы избирательную комиссию наряду с другими документами, перечисленными в названном пункте, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включённого в него кандидата и предусмотренные законом сведения о нём, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (подпункт "а"); соответствующее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (подпункт "е").
Исходя из приведенных норм федерального законодательства суд первой инстанции обоснованно указал, что одним из требований закона к порядку выдвижения списка кандидатов является выдвижение списка кандидатов путем тайного голосования за список в целом.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, допросив свидетелей, изучив аудиозапись общего собрания Регионального отделения "ПАРНАС", на котором 6 июля 2018 года принималось решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, сопоставив его содержание с протоколом, представленным в избирательную комиссию, и списком кандидатов, установил, что за список кандидатов, заверенный областной избирательной комиссией, на общем собрании не голосовали, поскольку, согласно аудиозаписи общего собрания регионального отделения указанной партии были предложены и включены в бюллетень для тайного голосования по одномандатному избирательному округу N 2 - Чудинова А.О., по одномандатному избирательному округу N 5 - Алиева З.Э., по одномандатному избирательному округу N 8 - Плевина С.Н., по одномандатному избирательному округу N 14 - Варнавин И.Б., по одномандатному избирательному округу N 15 - Чеснокова А.А., по одномандатному избирательному округу N 25 - Синицына Н.Е., тогда как, в списке кандидатов, поданном в избирательную комиссию, указаны Торопова Е.П. Микляев И.С., Варнавин И.Б., Плевина С.Н., Синицына Н.Е., Копейкин А.Н. соответственно. Кроме того, по одномандатному избирательному округу N 12 дополнительно была включена в бюллетень Сахарова И.В.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, представленный в Избирательную комиссию Ярославской области для заверения, включены Торопова Е.П., Микляев И.С., Копейкин А.Н. за которых участники общего собрания не голосовали, а лица, за которых участники общего собрания голосовали - Чудинова А.О., Алиева З.Э., Чеснокова А.А. в этом списке отсутствуют. Такие лица как Варнавин И.Б., Плевина С.Н., Синицына Н.Е. вопреки решению общего собрания регионального отделения и результатам тайного голосования включены в список как кандидаты по иным одномандатным округам. Кроме того, Сахарова И.В., включенная в бюллетень для тайного голосования, исключена из списка кандидатов без принятия соответствующего решения общим партийным собранием.
Установив указанные нарушения, суд признал незаконной и отменил регистрацию кандидата в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Ярославской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС)" по одномандатному избирательному округу N 5 Микляева И.С.
В тоже время, поскольку административным истцом Мардалиевым Э.Я. административные исковые требования об отмене решения ТИК Заволжского района от 20 июля 2018 года N 71/643 о регистрации кандидата Микляева И.С. заявлены лишь 31 августа 2018 года, то есть за пределами установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневного срока его обжалования, являющегося пресекательным и неподлежащим восстановлению, суд отказал в удовлетворении указанных административных исковых требований.
Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, соответствующим требованиям вышеуказанной нормы административного процессуального закона.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Другие доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях, влекущих отмену или изменение состоявшегося по данному делу решения суда.
При таких обстоятельствах оснований предусмотренных законодательством для отмены решения суда не имеется.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ярославского областного суда от 3 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мардалиева Эльхана Явар оглы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. N 8-АПГ18-26
Текст определения официально опубликован не был