Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 66-КГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабиева Камиля Равильевича о признании незаконным решения федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете по кассационной жалобе Хабиева К.Р. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2017 года, которыми отказано в удовлетворении требований Хабиева К.Р.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя начальника 3 отдела (г. Иркутск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Ивановой Н.О.,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Хабиев К.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 20 апреля 2017 года N 08-03/2 начальника 3 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Иркутск) (далее также - Управление жилищного обеспечения) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на указанном учете.
Свои требования административный истец обосновал тем, что проходил военную службу по контракту, общая продолжительность стажа военной службы составляет более 10 лет. На основании протокола N 35 заседания жилищной комиссии войсковой части N 34633 от 13 февраля 2009 года он был признан нуждающимся в получении жилого помещения на состав семьи из 1 человека по избранному месту жительства - г. Иркутск. Согласно приказу от 21 октября 2009 года N 35 административный истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. По установленным нормам жильем обеспечен не был, в своем рапорте на имя командира войсковой части 34633 выразил согласие на увольнение при условии оставления в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Оспариваемым решением административного ответчика от 20 апреля 2017 года сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях он и проживающая совместно с ним дочь Хабиева Д.К., ... года рождения.
Хабиев К.Р. полагал, что решение Управления жилищного обеспечения является незаконным, нарушает его права и законные интересы.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Хабиева Д.К.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2017 года отказано в удовлетворении требований Хабиева К.Р.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2017 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2017 года оставлено без изменения.
Определением судьи Иркутского областного суда от 16 января 2018 года Хабиеву К.Р. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Хабиев К.Р. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении его административных исковых требований со ссылкой на допущенные судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2018 года кассационная жалоба Хабиева К.Р. с делом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Хабиев К.Р., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явился. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и признавая законным решение Управления жилищного обеспечения, судебные инстанции исходили из того, что законодательство возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению жилья только один раз за все время военной службы. Хабиев К.Р. с составом семьи из 3 человек обеспечен жилым помещением в период службы за счет Министерства обороны Российской Федерации. После развода с женой в 2003 году Хабиев К.Р. выехал из квартиры, в связи с чем для получения за счет Министерства обороны Российской Федерации иного жилого помещения на него возлагалась обязанность сдать ранее полученное жилье. Поскольку квартира не сдана, то законных оснований для нахождения административного истца на жилищном учете после его выезда из предоставленной квартиры не имелось.
С таким выводами судебных инстанций Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может по следующим основаниям.
Судом установлено, что в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 34633 (г. Иркутск с 25 июля 1987 года по 26 октября 2009 года) Хабиеву К.Р. на основании ордера от 8 июля 1992 года N ... было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. ... общей площадью - 47,4 кв.м, на состав семьи из трех человек (на Хабиева К.Р., его жену Хабиеву С.А. и сына Хабиева Р.К.).
Брак между Хабиевым К.Р. и Хабиевой С.А. расторгнут 15 марта 2003 года.
На основании решения Свердловского районного суда г. Иркутска от 23 декабря 2003 года по исковому заявлению Хабиевой С.А. расторгнут договор найма указанного жилого помещения с Хабиевым К.Р., который исключен из ордера; на комитет по управлению Свердловским административным округом возложена обязанность выдать новый ордер на Хабиеву С.А. на жилое помещение по адресу: г. ... в который включить в качестве члена семьи сына - Хабиева Р.К.
На основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 34633 от 13 февраля 2009 года N 35 майор Хабиев К.Р. признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Решением Управления жилищного обеспечения от 20 апреля 2017 года N 08-03/2 Хабиев К.Р. и совместно проживающая с ним дочь Хабиева Д.К. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Уполномоченный орган указал, что на момент признания нуждающимся Хабиев К.Р. был обеспечен по нормам г. Иркутска 15,8 кв.м площади жилого помещения (47,4:3), что выше учетной нормы по г. Иркутску, составляющей 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Поскольку заявитель был обеспечен жилым помещением, распорядился им и не сдал в установленном порядке, то отсутствовали основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Исходя из указанных обстоятельств, судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.
Однако судебными инстанциями не учтено, что при принятии оспариваемого решения Управлением жилищного обеспечения не было принято во внимание то обстоятельство, что Хабиев К.Р. фактически выселен без предоставления другого жилого помещения из ранее выделенной ему квартиры на основании вступившего в законную силу решения суда от 23 декабря 2003 года. Тогда как Хабиев К.Р. в судебном заседании при рассмотрении указанного дела исковые требования не признавал и пояснял суду, что иного жилого помещения не имеет (л.д. 8). В силу состоявшегося судебного акта о расторжении с военнослужащим договора найма ранее занимаемого жилого помещения и его исключения из ордера на квартиру он был лишен возможности сдать жилье в установленном законодательством порядке.
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Тогда как судом установлено и это следует из материалов дела, что согласно рапорту Хабиева К.Р. от 25 сентября 2009 года и листу беседы с командиром войсковой части 34633 административный истец согласился на увольнение с оставлением в списках очередников указанной войсковой части на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 68-69).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпунктам "а" и "з" пункта 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади либо проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади.
Таким образом, на момент увольнения с военной службы Хабиев К.Р. не был обеспечен жильем, поскольку из ранее предоставленной квартиры он выселен по решению суда, а иного жилья не имел.
Следовательно, вопрос о признании административного истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства был правомерно разрешен путем постановки его на соответствующий учет на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 13 февраля 2009 г. N 35.
Данных о том, что административный истец и совместно проживающая с ним дочь на момент принятия оспариваемого решения Управления жилищного обеспечения имели в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, не имеется, не представлено соответствующих доказательств и административным ответчиком.
При таких обстоятельствах у Управления жилищного обеспечения отсутствовали законные основания для снятия Хабиева К.Р. и члена его семьи Хабиевой Д.К. с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем у суда имелись основания для признания оспариваемого решения Управления жилищного обеспечения от 20 апреля 2017 года N 08-03/2 незаконным и его отмене.
Однако судебными инстанциями приведенные выше нормы материального права и обстоятельства учтены не были.
С учетом изложенного состоявшиеся по делу решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2017 года не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, однако допущена ошибка в применении норм материального права к имеющим место обстоятельствам по делу, Судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований Хабиева К.Р.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления Хабиева Камиля Равильевича.
Признать незаконным и отменить решение федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 08-03/2 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Хабиева Камиля Равильевича и его дочери Хабиевой Дарины Камильевны.
Возложить на федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить Хабиева Камиля Равильевича и его несовершеннолетнюю дочь Хабиеву Дарину Камильевну, ... года рождения, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с даты первоначальной постановки на учет.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 66-КГ18-13
Текст определения официально опубликован не был